Фрагмент для ознакомления
2
1.1 Цель, задачи работы по формирование интереса к учебно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Познавательный интерес понимается как активность, направленная на окружающую среду, которая основана на ориентировочном рефлексе и развивает потребность к познанию познавательную потребность к познанию [11].
Н.В. Крыжановская и В.И. Долгова отмечают, что познавательный интерес является личностной характеристикой, которая проявляется в положительном отношении к процессу обучения, в самостоятельности и проявлении инициативы при осуществлении познавательной деятельности [13].
Познавательный интерес обладает избирательным, целенаправленным, смыслообразующим характером, направленным на овладение определённой информацией, связанной с обучением ребёнка или его увлечениями.
Следовательно, познавательный интерес лежит в основе познавательного развития.
Формирование познавательного интереса ребёнка является важным для успешности его обучения.
Следует отметить, что не у всех старших дошкольников познавательный интерес сформирован в достаточной степени. Одной из основных причин этого является то, что в раннем возрасте этот интерес не был поддержан взрослыми. Кроме этого, данное явление может возникнуть при нерациональной работе психологов.
Помимо побуждающей и смыслообразующей функции по А.Н. Леонтьеву, интересы также выполняют ряд других функций: направляющая, стимулирующая, директивная, регулятивная, организующая, контролирующая, отражательная, объяснительная и защитная.
Сензитивным периодом для формирования познавательного интереса является возраст 5 – 7 лет. В этот период все высшие психические функции ребёнка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь) начинают проявлять избирательность. Старшие дошкольники способны управлять своим поведением и отдавать предпочтение не сиюминутным порывам, а важным, на их взгляд, видам деятельности. У них возникает потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми знаниями, умениями и навыками. Основой для формирования познавательного интереса являются любопытство и любознательность, которые теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового. Это качество – при умелом руководстве – может перерасти в потребность к познанию. Именно в этот период у ребёнка формируется произвольность поведения, способность к саморегуляции, самосознанию, самооценке, появляется инициативность, стремление упорядочить окружающий мир, довести начатое дело до конечного результата. Ребёнок учится подчинять второстепенные мотивы главным – например, оставить интересную игру ради выполнения какого-либо задания взрослого.
1.2 Содержание работы по формирование интереса к учебно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Формирование у детей познавательного интереса к получению знаний позволяет усложнять содержание обучения. Достижение результатов доставляет ребенку радость и побуждает к преодолению трудностей. У детей возникает интерес к учебной задаче, к поиску способов ее решения, на основе чего формируется интерес к учению [22].
В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей[6].
Одним из приемов, входящих в метод формирования познавательного интереса, можно назвать прием создания на занятии ситуации занимательности – введение занимательных примеров, опытов[23].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
2. Антонова, А.В. Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой деятельности // Молодой ученый. 2017. № 23 (157). С. 291-295.
3. Бачурихина, А.С. Игротерапия как средство создания развивающей среды // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. Материалы III Международной научной конференции. В рамках проекта "А.З.Б.У.К.А. детства". Ответственный редактор Т.А. Чичканова. 2017. С. 362-366.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
5. Воронина, О.В. Развитие познавательного интереса у дошкольников подготовительной группы // Современные концепции развития науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович. 2017. С. 61-64.
6. Выскорко, А. А. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование //
Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 254-256.
7. Гусева, Н.Н. и др. Развитие интеллектуальной одарённости дошкольников посредством проектной деятельности // ТВОРЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор М.Г. Заббарова. 2019. С. 75-82.
8. Добромыслова, О.Ю. О приобщении к инновационной проектной деятельности дошкольников и младших школьников // Преемственность дошкольного и начального общего образования: современный взгляд в условиях реализации ФГОС. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. 2019. С. 76-77.
9. Иванова, О.Ю. Проектная деятельность как одно из направлений успешной социализации дошкольников // Современные тенденции развития системы образования. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2019. С. 352-354.
10. Кобылянская, Т.М. Проектная деятельность как основа формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на начальном этапе образования // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. № 2 (8). С. 92-95.
11. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.
12. Красношлык, З.П. Проектная деятельность старших дошкольников как метод развития познавательного интереса // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. № 5. С. 148-152.
13. Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 181-183.
14. Мокеева, С.В. Развитие познавательного интереса старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № T28. С. 209-211.
15. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
16. Мухамедзянова, Т.И. Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника // ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ В XXI ВЕКЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. сборник статей VI Международной научно-практической конференции. 2019. С. 61-63.
17. Панченко, Е.М. Формирование познавательного интереса дошкольников // Наука и образование: инновации, интеграция и развитие. 2016. № 1 (3). С. 45-47.
18. Погудо, С.Б. Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное средство развития познавательной мотивации дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2019. № 5 (22). С. 8-11.
19. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
20. Тетенёва, А.В. Проектная деятельность как фактор развития познавательной инициативы дошкольников // Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования. Материалы V региональной научно-практической (очно-заочной) конференции. 2018. С. 72-74.
21. Ходакова, Н.П. Формирование познавательного интереса у дошкольников в процессе исследовательской деятельности // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1. № 11. С. 205-207.
22. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] – URL: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 29.03.2020)
23. Шимшек, О.П. Педагогическое сопровождение развития познавательного интереса у дошкольников // Молодой ученый. 2016. № 9-3 (113). С. 37-39.
24. Шиянова, Л.А. Проектная деятельность как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к окружающему миру // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. № 1 (7). С. 69-72.