Фрагмент для ознакомления
1
1. Раскройте драматургические особенности оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя»……………………………………………………………………………….3
2. Выявите драматургические особенности оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»………………………………………………………………………….4
3. В чем состоит отличие и сходство этих двух опер Глинки?.............................6
4. В чем состоит новаторство Глинки в сфере симфонического творчества?.....7
5. В чем заключается особенность камерно-вокальной лирики Глинки?...8
6. Перечислите драматургические особенности оперы А.С. Даргомыжского «Русалка»…………………………………………………………………………..9
7. Раскройте основное значение камерно-вокального творчества Даргомыжского…………………………………………………………………..10
8. Что такое "Могучая кучка" и на чем основывались эстетические взгляды композиторов «Могучей кучки»?........................................................................11
9. Опишите творческий облик М.А. Балакирева……………………..13
8. Сделайте общую характеристику творчества М.П. Мусоргского, охарактеризуйте черты его стиля………………………………………….14
10. Раскройте драматургические особенности оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов»…………………………………………………………………16
11. Выявите жанровые особенности оперы Мусоргского «Хованщина».18
12. Расскажите о новаторстве Мусоргского в сфере вокального творчества.18
13. Охарактеризуйте черты стиля А.П. Бородина. Какую роль Бородин сыграл в развитии русского музыкального эпоса?.............................................19
14. Охарактеризуйте черты симфонической музыки А. Бородина («Богатырская симфония», «В Средней Азии»)………………….19
15. Расскажите об особенностях романсов А. Бородина……………………..21
16. Раскройте черты эпической оперы А. Бородина. «Князь Игорь» с точки зрения традиции и новаторства…………………………………………………22
Список литературы………………………………………………………………23
Фрагмент для ознакомления
2
1. Раскройте драматургические особенности оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя»
Драматургия оперы М.И. Глинки строится на сопоставлении двух противоборствующих миров: русские – Иван Сусанин его дочь Антонида, приемный сын Ваня, ополчение и поляки – передовой отряд поляков, польская шляхта во дворце у короля Сигизмунда. Первому акту предшествует Интродукция.
Интродукция начинается звучанием мужского хора и солиста: мелодия широкая, мужественная, распевная. Хор ополчения звучит торжественно, уверенно, смело, душевно. Глинка показывает силу, героизм и неустрашимость народа.
Обратите внимание в программе на IV действие - это кульминация драмы всей оперы. Хор польских захватчи
2. Выявите драматургические особенности оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»
Обращение к былинному, повествовательному сюжету вызвало особую трактовку оперной формы, существенно отличной от более динамичной композиции «Ивана Сусанина». Опираясь на классическую традицию замкнутых, законченных номеров, Глинка создаёт свой тип повествовательной оперной драматургии эпического плана. Подобный драматургический принцип был настолько новым, что опера как театральное сценическое произведение не была понята многими современниками.
Ещё при жизни Глинки драматургия «Руслана» вызвала жаркие споры. Но с особой силой полемика разгорелась в период 60-х годов, когда с резко противоположными суждениями выступили ведущие музыкальные критики того времени – Александр Николаевич Серов и Владимир Васильевич Стасов. Признавая музыкальные достоинства «Руслана», Серов в целом отрицал самую возможность
3. В чем состоит отличие и сходство этих двух опер Глинки?
Особенность драматургии «Ивана Сусанина» заключается в сочетании нескольких оперных жанров:
- героико-исторической оперы (сюжет);
- черты народной музыкальной драмы. Черты (не полное воплощение) – потому что в народной музыкальной драме образ народа должен пребывать в развитии (в опере он – активный участник действия, но статичен);
- черты эпической оперы (неторопливость сюжетного
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Высоцкая Л.Н. «История музыкального искусства»: Учебное пособие / Владим. гос. ун-т; сост: Л.Н. Высоцкая, В.В. Амосова. – Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2012 – 138 с.
2. Михайлова Е. «Борис Годунов»: первоначальный план трагедии Пушкина и первая версия оперы Мусоргского // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2009. № 93. С. 249–255
3. Мусоргский М. Полное академическое собрание сочинений / Общ. ред. Е. Левашева. Т. 1–2. Борис Годунов. Музыкальное представление в четырех частях. Первая редакция (1869 г.). Партитура. М.: Музыка; Майнц: Шотт
4. Olnine d'Alheim M. Les Legs de Moussorgski. Paris: Eugne Rey, 1908. P. 36–38 (в 1910 году работа была переведена на русский язык, см.: Оленина-д’Альгейм М. Заветы Мусоргского / Пер. с франц. В. И. Гречаниновой. М.: ред. журн. «Музыка и жизнь», 1910.)