Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Эпоха Петра I в сознании А. Н. Толстого была связана с современностью «буйства сил», всплесками энергии и воли, которая направлена на освобождение от зависимости от Запада . 1 8
Начало работы над данной темой – 1909 год, когда создается первое неопубликованное стихотворение «Черный всадник» как первый вариант заглавия «Петр I» . 2 Название соответствовало памятнику Петру I на Сенатской площади (автор – Этьен Фальконе). Петербург описан в духе романтического мистицизма со специфичными для него эпитетами «черный лик», «багровый рассвет».
Одновременно с этим А. Толстой предлагает свое представление образа Петра I. Это или герой сказки, или богатырь их былины, или строитель Петербурга.
Целью данной работы является рассмотрение истории и современности в романе «Петр I» А. Толстого.
Задачи:
1) Рассмотрение истории создания «Петра Первого».
2) Изучение явления «оживления» истории в романе А. Толстого.
3) Характеристика писем Петра Первого в романе А. Толстого.
1 История создания «Петра I» А. Толстым
В 1930 году А. Толстой говорил, что его роман задумывался еще в конце 1916 года. Автор обращался к эпохе правления Петра I и делал определенные наработки. Историк В. В. Каллаш дал ему книгу профессора Н. Я. Новомбергского «Слово и дело государевы (материалы)» 1909 года. И в этот момент автор почувствовал русский язык. Он понял народную Русь того времени.
А. Толстой начал работу над своим произведением в феврале 1929 года, о чем говорил в письме редактору журнала «Новый мир» В. П. Полонскому
Сначала автор рассчитывал, что в его романе будет пять или шесть глав и в одной книге он сможет продемонстрировать юные годы Петра, Голландию, стрельцовскую казнь, историю с Моне, начало Северной войны и основание Петербурга. Но после автор перестраивает свои идеи. В 1930 году А. Толстой сообщал, что он уже хотел бы написать о унылом времени Наталии Кирилловны.
Он уже хотел бы рассказать о купечества, раскольниках, разбойниках на Руси и начале времени пролетариата. В шестой главе он хотел бы написать об Азовских походах, в седьмой – о том, как Петр был в Голландии, в восьмой главе он хотел бы написать о последнем Стрельцовском бунте и казни стрельцов. А. Толстой так видел свою задумку. Так оканчивался XVII век, который рухнул обломками для него. Он увидел в этом две силы – торговый капитал Запада и инициированные им центростремительные силы внутри России (центр – Петр I), и абсолютизм, который был нацелен на захват монополии на все сферы жизни. На этом, как видел А. Толстой, начинался XVIII века.
Так, первая книга объединяет в себе события с 1682 года (с смерти царя Федора Алексеевича) до 1698 года (второй бунт стрельцов и последовавшие за ним казни). Это – 18 лет. Писатель хотел вторую книгу захватить на такое же количество лет.
Вторая часть романа охватывает время от 1700 до 1718 гг. Это – наиболее интересное время эпохи Петра Первого.
А. Толстой писал А. М. Горькому, что он хотел бы достаточно много времени уделить описанию Карла XII, последнего «рыцаря-бродяги», озорника, который вершил европейские судьбы. А. Толстой хотел показать во второй части романа Лейбница, его поездки с Петром в коляске по Германии, беседы на тему о миссии колонизаторства нашей страны на Востоке. Также автор хотел описать раскол-движение русской нарождающейся буржуазии: затяжной, пассивной революции, которая избирала реакционные способы и мракобесие, в том числе
А. Толстой работал над второй частью с ноября 1932 года по апрель 1934 года, ее содержание составлял 4 года.
В 1933 году, работая над второй книгой, А. Толстой говорил о содержании третьей: она должна была включать время со смерти Петра I до середины XVIII века. Основным персонажем новой части романа должен был быть русский академик М. Ломоносов, которого автор также причислял ко времени Петра I. Когда Петр Первый умер, М. Ломоносову было 12 лет .
Третья часть романа стала писаться с февраля 1944 года, но работа над ней была прервана на шестой главе взятием Нарвы. 23 февраля 1945 года А. Толстой ушел из жизни. В последней части автор хотел продемонстрировать законодательную работу Петра Первого, европейские картины его жизни. Он хотел писать о Париже, и не хотел показать людей в нем состарившимися.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Алпатов А. В. Алексей Толстой – мастер исторического романа. – М.: Советский писатель, 1958. – 356 с.
2) Воронцова Г. Н. А. Н. Толстой в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2004.
3) Воспоминания об А. Н. Толстом. – М.: Советский писатель, 1982. – 496 с.
4) Крестинский Ю. А. А. Н. Толстой. Жизнь и творчество. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1960
5) Переписка А. Н. Толстого: в 2 т. – М.: Худ. Литература, 1989. – Т. 2. – 430 с.
6) Толстой А. Н . Собр. соч.: В 10 т. / Подг. текста и коммент. Ю.А. Крестинского. М.: Гос. изд-во «Худож. литературы», 1961. Т. 10.