Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время подготовка спортсменов высокого класса не может быть максимально эффективной, если она ограничена только тренировочным процессом. Бесспорным условием успеха в спортивной деятельности является обязательное наличие у каждого спортсмена высокого коммуникативного потенциала. Коммуникативная деятельность спортсмена – одна из сторон спорта. Спортсмены общаются между собой и как партнеры, и как соперники, происходит также общение между спортсменом и тренером, от которого зависит судьба спортсмена. Спортсмен общается с судьями, болельщиками, зрителями, журналистами т. др. В командных видах спорта функция общения наиболее сложная, но и в индивидуальных видах спорта спортсмен выступает в составе команды, поэтому и там есть все виды общения.
Спортсмену трудно правильно построить взаимоотношения со всеми участниками коммуникационного взаимодействия.
Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, который зарождается потребностью в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, отработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Коммуникативный потенциал – это системное качество личности. В основе коммуникативного потенциала лежит ряд более простых характеристик, первичных характеристик, таких, как экстравертованность – интровертированность, общительный – нелюдимый. Коммуникативный потенциал показывает способность человека устанавливать, налаживать, поддерживать общение с людьми, находить каналы коммуникации, строить стратегию и тактику контактов. Коммуникативный потенциал является главным показателем в случае выявлении способностей к организаторской и руководящей работе, лидерских направлений личности.
Анализ литературных источников свидетельствует, что проблема коммуникативной деятельности спортсмена не была предметом специального исследования, вместе с тем ее актуальность, как в теоретическом, так и в практическом аспекте обусловили выбор темы работы: «Функции общения в спортивной команде».
Цель работы: изучить функции общения в спортивной команде.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Объем работы: 12 страниц печатного текста.
Список использованной литературы содержит 7 источников.
1. Особенности общения в спортивной команде
Коммуникация - это сложный многомерный процесс установления и развития взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Оно рождается в результате необходимости в совместной деятельности. Именно в общении происходит обмен идеями, формируются интересы, установки личности, ее позиции.
При выявлении особенностей общения в спорте мы исходим из того, что: будем рассматривать его как процесс непосредственно (или косвенно) наблюдаемого контакта, который имеет своей целью умышленно воздействовать или влиять на поведение, состояние, настройки, уровень активности деятельности прямого партнера, в том числе во время которых устанавливаются, сохраняются и модифицируются отношения между участниками совместной деятельности.
Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе, общение является общим для всех живых существ, но только на человеческом уровне процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Тот, кто передает информацию, называется коммуникатором, а тот, кто ее получает, - получателем.
Б. Ф. Ломов подчеркивает важность коммуникативных исследований для анализа деятельности людей, в том числе и спортивной. Коммуникация является своеобразным внутренним механизмом жизнедеятельности социальной группы (спортивной команды) и играет важную роль в формировании деятельности личности [7, с.54].
Трудно представить себе деятельность спортивной команды без общения. Осуществление обучения, да и конкурентные процессы просто невозможны без обмена информацией, организации совместной деятельности и понимания друг друга.
Таким образом, общение - это не просто неотъемлемая часть спорта, а также необходимый компонент, без которого вообще невозможно не обходится. С другой стороны, субъекты спортивной деятельности могут общаться друг с другом вне спортивных мероприятий. Например, для болельщиков спортивные мероприятия, такие как соревнования, - это просто способ организовать общение. В этой ситуации общение является самоцелью, а не частью другой деятельности. Для того чтобы тренер мог эффективно организовать свою профессиональную деятельность, важно знать, как протекает коммуникативный процесс в условиях учебной и соревновательной деятельности, каковы средства коммуникации, направление межличностных контактов, а также критерии их продуктивности или непроизводительности. Без это делает невозможным понимание проблем, возникающих при работе с командой.
В общении есть три взаимосвязанные стороны: коммуникативный аспект общения заключается в обмене информацией; интерактивный - между людьми: например, необходимость координации действий игроки в различных комбинациях, чтобы распределить функционируют влияют на настроение, поведение и убеждения собеседника; перцептивный аспект общения - процесс восприятие друг друга партнерами по диалогу и становление на этой основе на основе взаимопонимания.
Таким образом, спортивная деятельность представляет собой совокупность индивидуальных, групповых и командных предметно-ориентированных действий (операций) и межличностного общения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов / В. Биркенбил. – СПб.: Питер, 2012. – 176 c.
2. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. – М.: Наука, 2017. – 238 с.
3. Карпец Л. А. Кое-что о невербальных средствах общения в спорте. Материалы научно-практической конференции / Л. А. Карпец, Т.С. Шпанько. – М.: Наука, 2015. – 49 с.
4. Коломейцев Ю. А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю. А. Коломейцев. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 159 с.
5. Морозов В. П. Искусство и наука общения / В. П. Морозов. – М.: Центр «Искусство и наука», 2013. – 189 с.
6. Фадина А. Г. Психология общения в спорте : учебно-методическое пособие / А. Г. Фадина. – Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2011. – 104 с.
7. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю.Л.Ханин. – М.: Физкультура и спорт, 2018. – 187 с.