Фрагмент для ознакомления
2
Человек развивается духовно и физически только в труде. Он легко деградирует. Любая попытка уклониться от продуктивной работы ведет к неприятностям, как для отдельного человека, так и для общества. Если бы люди открыли философский камень, беда была бы не так велика: золото перестало бы быть мечтой. Но если бы они нашли сказочный мешок, из которого выпрыгивает все, что душа пожелает, или изобрели машину, полностью заменяющую человеческий труд, то развитие самого человечества остановилось бы.
Трудовое воспитание, то есть вовлечение детей в самостоятельную работу и наблюдение за работой взрослых, разъяснение ее значения в жизни людей, играет важную роль во всестороннем развитии личности ребенка.
Основной целью трудового воспитания детей является формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.
Трудовая деятельность дошкольника, умело направляемая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых качеств ребенка, его мышления, речи, внимания, воображения.
Хорошо организованная работа укрепляет физическую силу и здоровье ребенка. Движения становятся более уверенными и точными. Действуя, малыш лучше ориентируется в пространстве.
Работа также оказывает значительное влияние на умственное развитие ребенка. Это требует изобретательности, инициативы, активного восприятия, наблюдения, концентрации и тренировки памяти. Работа развивает мышление - ребенок должен сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Здесь он заботится о растениях - важно заметить их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок поливает, рыхлит почву.
Очерчивая известную последовательность действий, ребенок знакомится с простейшими формами планирования деятельности.
В процессе работы взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и инструментах, их назначении и использовании.
Особенно важна роль труда в нравственном воспитании. В своей работе они развивают устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивают инициативу, умение преодолевать трудности, желание хорошо выполнять свою работу.
В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает домашний труд, который дает возможность воспитывать детей аккуратности, трудолюбию, усидчивости, настойчивости и доброжелательным отношением к окружающим.
Хозяйственная работа включает в себя умение поддерживать и наводить порядок в групповом помещении, прилегающих помещениях на участке и дома, а также участвовать в организации бытовых процессов, подготовке к занятиям, прогулкам.
Маленькие дети чистят игрушки и книги, помогают учителю выносить игрушки и книги на детскую площадку, протирают листья растений, кладут материал на столы для занятий, убирают их после занятий. Готовясь к еде, дети раскладывают ложки, расставляют хлебницы, тарелки, чашки, помогают развесить чистые полотенца. Они участвуют в расчистке дорожек от снега, сборе мусора.
Дети постарше моют игрушки, растения, стирают и развешивают кукольную одежду, несут дежурство, вытирают пыль. Участок содержится в порядке: они подметают дорожки, поливают цветы, помогают учителям выносить игрушки и приносить их обратно.
Дети включаются в дежурство на уголке природы, убирают групповую комнату.
По мере развития своих трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении действий, учатся работать быстро, правильно и аккуратно. Овладение навыками в области домашнего труда обеспечивает большую активность, инициативность в повседневной жизни, включенность в различные трудовые процессы.
При организации работы дошкольников каждый педагог должен помнить следующее: чтобы воспитать у дошкольников желание и умение работать, необходимо правильно организовать их работу.
Трудовые задания являются наиболее доступной формой приобщения дошкольников к посильной повседневной работе в детском саду и на дому.
Основной задачей педагога является определение процента участия ребенка любого возраста в выполнении определенного задания с учетом его способности осуществлять самостоятельность.
Во время выполнения рабочих заданий дети становятся более организованными, аккуратными, у них формируется привычка к порядку, а главное - реализуется потребность в «Я ЕСТЬ Я».
Дежурство - это самая организованная форма работы для детей. Воспитатель использует его как средство поощрения детей к систематическому выполнению своих трудовых обязанностей.
Дежурство в столовой учит детей заботиться о своих друзьях (мы все должны вовремя подавать обед), помогает им приобрести необходимые навыки в организации своей жизни.
Находясь на дежурстве в уголке дикой природы, дети приобретают полезные знания о росте и развитии растений и животных, а также учатся ухаживать за ними.
Еще одной формой организации труда дошкольников является коллективный труд, который приучает детей к разделению труда, к ответственности каждого из них и команды в целом для выполнения поставленной задачи.
Таким образом, домашний труд является одним из важных факторов воспитания личности, способствующим развитию ребенка:
- физические, потому что малыш не сидит на месте, а все время двигается, активно работают мелкие мышцы рук и глаз;
- психические, по мере развития сенсорной сферы ребенок приобретает новые знания;
- нравственные, потому что в процессе работы проявляются такие черты характера, как человечность, ответственность, трудолюбие и т. д.;
- трудолюбие, так как у ребенка развиваются трудовые навыки и умения, положительное отношение к процессу и результату труда;
- эстетические, ведь именно такой вид работ помогает сделать дом уютным и элегантным.
Показать больше