Фрагмент для ознакомления
2
1 Мохэские племена до образования государств охай 32
2 Государство Бохай 34
3 Золотая империя (чурчжени) 36
4 Племена северо-востока 38
Список используемой литературы 40
5. Сибирь в раннем железном веке. Первые племенные союзы.
1 Алтай и Тува в скифское время
Скифское время в истории народов, которые обитали на необъятных пространствах Великого пояса степей — от пределов Венгрии на западе до Ордоса на востоке (VII—III вв. до н. э.), — является одной из важнейших исторических эпох. На рубеже скифского времени на территориях Центральной Азии, Южной Сибири и Казахстана совершился переход от оседлых пастушеско-земледельческих форм хозяйства к, кочевому скотоводству, в результате чего возросла динамичность контактов между различными этническими группами, возник регулярный обмен, началось накопление больших масс скота у кочевых племен.
Первый этап культуры скифского времени на Алтае получил наименование майэмирского, он характеризуется вещами раннескифского типа (VII—VI вв. до н. э.). Пазырыкский этап относится, по классификации М. П. Грязнова, к V—III вв. до н. э. Далее следует, по его мнению, шибинский этап (II в. до н. э.—I в. н. э.), относящийся уже к гунно-сарматскому времени.
Раскопки курганов скифского времени на Алтае, прежде всего раскопки больших курганов в долине Пазырыка, а также в Туяхте и Вашадаре, привели к открытиям мирового значения. Средоточием первоклассных по своему значению памятников явилась и соседняя с Алтаем Тува: среди прочих комплексов здесь были обнаружены и раскопаны непотревоженные могильники Саглы-Бажи II и Казылган. Замечательной сохранности вещей из дерева, кожи, войлока, тканей на Алтае и в Туве способствовала подкурганная мерзлота, на тысячелетия сковавшая древние усыпальницы.
Радиоуглеродный анализ дерева из пазырыкских курганов подтвердил датировку их скифским временем (пятый Пазырыкский курган — 2240 ± 50, второй Пазырыкский курган — 2350 ± 140 лет). Окончательно «скифская» датировка пазырыкских курганов была подтверждена раскопками неграбленых саглынских курганов Тувы, где произведения пазырыкского искусства были найдены вместе с многочисленным инвентарем скифского времени .
В целом культуру скифского времени на Алтае можно назвать пазырыкской по наиболее ярким ее памятникам в Пазырыке.
Племена пазырыкской культуры расселялись в пределах широкого ареала, охватывавшего территории Алтая, Тувы и ряда других областей Центральной Азии и Восточного Казахстана.
Судя по материалам курганов пазырыкского времени на Алтае и в Туве, основой хозяйственной деятельности пазырыкских племен было кочевое скотоводство. Основу поголовья домашнего скота у пазырыкцев составляли овцы. Разводились породы мясных овец — жирнохвостых или курдючных. Именно тогда получили широкое распространение столь характерные впоследствии для стад позднейших кочевников Центральной Азии, Южной Сибири и Средней Азии курдючные овцы. Погребальный ритуал пазырыкцев свидетельствует, что курдюк являлся одной из самых ценимых и излюбленных частей барана. Овечья шерсть шла на изготовление тканей. Из нее валяли кошмы.
Разводился и крупный рогатый скот. Кости коровы обнаружены при раскопках в Туве. Была широко распространена молочная пища.
Наконец, третьим важнейшим компонентом пазырыкского скотоводства являлась, конечно, лошадь местной пазырыкской породы, которая существенно отличалась от современной монгольской породы лошадей.
Земледелием, по-видимому, занимались если не сами пазырыкцы, то во всяком случае подчиненные им племена. В Центральной Туве в кургане скифского времени были найдены жернова. В Саглы один из погребенных в камерах-срубах оказался обильно засыпанным просом. Дорогих коней, принадлежавших вождям, кормили зерном.
Большую роль в жизни пазырыкских племен играла и охота. Судя по охотничьим амулетам в курганных усыпальницах — клыкам медведя, кабана, кабарги, атрофированным клыкам марала, а также изображениям зверей, охотились на горного козла, горного барана, марала, лося, антилопу, кабана и на хищников.
Среди петроглифов имеются изображения и таких животных, которые ныне не обитают в Туве и на Южном Алтае, — антилопы-оронго, живущей ныне в пределах Северного Тибета, дикого верблюда, обитающего ныне только в пределах Монголии, и дикой лошади, изредка попадающейся тоже только в Монголии. Как свидетельствуют петроглифы, одной из распространенных форм охоты была охота облавная и охотниками применялись ловчие ямы.
Основным видом жилищ служили для кочевников скифского времени войлочные юрты. Прутяная решетка юрты была найдена при раскопках пятого Пазырыкского кургана. Любопытно, что верх из тонких досок, образовавший крышу колесницы из этого же кургана, складывался гармошкой, так же как и стены решетчатых юрт. Существовали и бревенчатые рубленые дома. Их близкими копиями являются подземные срубы больших пазырыкских курганов Алтая и саглынских курганов Тувы. Они рублены «в угол», «с остатком». В Туве пазы срубов промазаны внизу глиной. Это спасало от зимних морозов.
Кроме верховой езды на конях, пазырыкцы пользовались повозками. В пятом Пазырыкском кургане найдены парадная четырехколесная повозка и четыре лошади, которые в нее запрягались. Верх ее имеет вид короба. Ширина повозки — около 3 м, высота — более 2.5 м. В Пазырыкских курганах обнаружены также телеги с цельными колесами. Такие телеги использовались для перевозки грузов, а запрягали в них быков.
2 Племена лесной и лесостепной полосы Западной Сибири в I тыс. до н.э.
Огромную роль в жизни населения раннего железного века Западно-Сибирской равнины играли и климатические изменения. Согласно теории А.В. Шнитникова, на этот период приходятся две климатические фазы: влажная (прохладная) и сухая (теплая). Исходя из последних исследований, можно считать, что с VIII — VII по II вв. до н.э. климат был холодным и влажным, со II в. до н.э. по I в. н.э. — холодным и сухим, в I — IV вв. н.э. — теплым и сухим. Эти цифры весьма приблизительны и в разных регионах могли различаться на 100 — 200 лет. Климатические условия оказывали большое влияние на хозяйство и жизнь населения. Так, при усилении влажности в таежных зонах росла заболоченность, сокращалась площадь охотничьих угодий. Это вело к необходимости миграции образовавшегося избытка населения. В период повышенной сухости росла опасность возникновения пожаров на лесной территории. На освободившихся от деревьев участках распространялась степная и лесостепная растительность. Местами происходило перемещение границы между тайгой и лесостепью .
Необходимо отметить, что пограничье между лесостепной и таежной зонами находилось в особо выгодном положении. Хозяйство населения здесь было комплексным и многоотраслевым. В нем сочетались присваивающие и производящие отрасли экономики. При преобладании присваивающих отраслей население под влиянием южных соседей занималось и скотоводством. При обычных климатических условиях население продолжало развивать присваивающее хозяйство. В некоторых же случаях, не-благоприятных для охоты, резервом служили продукты скотоводства. Поэтому южно-таежные племена находились в более выгодных условиях, чем их северные соседи, и достигли более высокого социального развития. Именно их культура в настоящее время изучена лучше, чем культура северных лесных племен. В дальнейшем речь пойдет именно о южно-
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Алексеев В. П. Основные этапы истории антропологических типов Тувы. «Советская этнография», 1962, № 3, стр. 56.
2) Бичурин Н. Я. . Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, ч. I. M.—Л., 1950, стр. 39—40.
3) Косарев М.Ф. Западная Сибирь в древности. — М, 1984
4) Культура населения горного Алтая в скифское время. М.—Л., 1953
5) Окладников А. П. Происхождение якутского народа. «Известия Всесоюзного географического общества", т.83, 1951.
6) Окладников А. П. Советский Дальний Восток в свете новейших достижений археологии. «Вопросы истории», 1964, № 1, стр. 51—54