Фрагмент для ознакомления
2
с самыми простыми предметами быта, появляются первые виды деятельности, которые имеют целенаправленный, плановый характер, общение как со взрослыми, так и со сверстниками достигает значительного развития, поведение ребенка направляется ими в соответствии с требованиями взрослых, закрепленными в правилах. Иными словами, фундамент для развития, как психических процессов, так и личности закладывается еще в дошкольном детстве.
На долю дошкольного возраста приходится значительное количество так называемых чувствительных периодов, когда определенная психическая функция развивается особенно интенсивно. Поэтому гетерохронность (скачкообразность) психического развития в этот период особенно заметна. Медленное развитие пассивной речи в течение первого года жизни заканчивается внезапным появлением активной речи в конце 1-го года - сначала слов, а затем предложений. Сразу после рождения опорно-двигательный аппарат отстает в развитии, что проявляется в ограниченной способности ребенка самостоятельно передвигаться, неспособности держать предмет в руке и др. В период от 1 до 3 лет – наоборот - ребенок лучше усваивает свойства предметов, которые он ощущает на ощупь и опирается на них в своих действиях с этими предметами (форма, размер), а не на те, которые он воспринимает глазами (цвет) .
Среди живых существ именно человеческий ребенок рождается наиболее беспомощным и зависимым от заботы других. Это обстоятельство дало Л. С. Выготскому основание утверждать, что новорожденный - самое социальное существо среди всех остальных . В то же время потенция развития новорожденного максимальна и зависит от условий, которые будут созданы взрослым человеком. Например, дети, с которыми родители постоянно и доброжелательно общаются, начинают разговаривать раньше детей, лишенных родительской опеки в интернатных учреждениях.
С другой стороны, успех в умственном развитии ребенка основывается на его физическом здоровье, которое обеспечивает ребенку активность и интерес к окружающей среде. Больной ребенок хлипок, равнодушен к взрослым и игрушкам, не стремится самостоятельно передвигаться, брать различные предметы и манипулировать ими. Первое свидетельство когнитивного отношения ребенка к окружающей среде - это его ориентационные реакции, которые стимулируют развитие сенсомоторных потребностей в движении и впечатлениях. Сенсорные и моторные потребности тесно связаны между собой. Двигательные потребности реализуются через деятельность ребенка. Если здоровье малыша нарушено, его активность снижается, и в то же время возможности когнитивного развития, основанного на чувствах и восприятии окружающей среды, ограничены.
Дети характеризуются высокой ранимостью, быстрой сменой настроения, утомляемостью и импульсивностью. Они нуждаются в защите от травмирующих факторов внешней среды, постоянном внимании к своему психическому и физическому состоянию. Недостаточное самосознание ребенка определяет отсутствие конкретных четких жалоб на состояние его здоровья. Взрослый должен уметь распознавать состояние ребенка по его внешним проявлениям.
Чем меньше ребенок, тем более характерна эта особенность.
Новорожденный плачет – мать должна сама определить причину, и от правильности установления причины зависит дальнейшее благополучие ребенка. Неустойчивость психики ребенка, зависимость его состояния от условий, создаваемых взрослыми, является в то же время его высокой пластичностью, что определяет возможность интенсивного развития в процессе обучения и воспитания.
Определяющая роль в психическом развитии раннего ребенка принадлежит взрослому, который заботится о жизненных потребностях ребенка в пище, отдыхе, чистоте и т. д. Но этого недостаточно для нормального психического развития малыша .
Необходимо установить дружеские, эмоционально позитивные, устойчивые отношения с ребенком как ведущий канал передачи социального опыта, путь педагогически целесообразного воздействия на ребенка.
Неразрывная связь между ребенком и взрослым сохраняется на протяжении всего первого года жизни, поэтому Л. С. Выготский называл социальную ситуацию психического развития в детстве «мы». Ребенок не может существовать без взрослого, обеспечивающего его выживание: он не может двигаться самостоятельно, поддерживать свое существование. Противоречие этой ситуации развития состоит в том, что ребенок нуждается в максимально возможном контакте со взрослым, но имеет очень ограниченные средства общения с ним. Взрослый ведет себя с ребенком так,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Г.В.Тонковой-Ямполской. – М.: Медицина, 2018. – 133 с.
2. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред. В.Е. Клочко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. – 264 с.
3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.М. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 464 с.
4. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети / Л.И. Маленкова. – М.: Высь, 2017. – 175 с.
5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для экономического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016. – 374 с.
6. Психология: Учебник / под ред.А. А. Крылова. – М.: Проспект, 2015. – 752 с.
7. Пироженко Т. О. Психологические особенности развития ребенка / Т. О. Пироженко, С. О. Ладивир, И. И. Карабаева, К. В. Карасева, Г. В. Гуменюк, О. В. Писарева, Л. И. Соловьева, Т. Л. Гурковская. – М.: Гардарики, 2012. – 209 с.