Фрагмент для ознакомления
2
А. Луция жила с Тицием в нестрогом браке. Они проживали в доме отца Тиция вместе с его братьями и сестрами. У Луции и Тиция было трое детей.
1. Являлась ли Луция агнаткой в семье своего мужа?
2. Под чьей властью она находилась?
3. Была ли она лицом своего права?
4. Имела ли Луция когнатических родственников в семье мужа?
5. Чьими агнатами являлись их дети?
6. Каково соотношение между законным и естественным родством?
1. Нет, не являлась. Как известно, в римском праве существовали два вида брака. Первым видом был брак cum manu, брак, устанавливавший власть мужа над женой. Второй вид брака – это брак sine manu (или по другой терминологии, нестрогий брак). Он не менял юридического положения, в котором жена была до вступления в брак. Она остается in patria potestate (то есть под отцовской властью), если была подчинена отцовской власти до брака. Она по-прежнему sua heres paterfamilias, по-прежнему агнатка своих старых агнатов .
2. Исходя из вышесказанного, Луция и после вступления в брак остается in patria potestas (то есть находится под отцовской властью), если таковая существовала до вступления в брак.
3. Опять же, исходя из вышесказанного, если до вступления в нестрогий брак жена была лицом своего права, то она остается в указанном статусе и после вступления в данную разновидность брака.
4. Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это: родственники по прямой или боковой линии (дед, отец, сын; братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др.); брачные и внебрачные род-ственники; полнородные (от одних и тех же предков) или полуродные (от одного отца и разных матерей, или, наоборот, от одной матери и разных отцов). Исходя из этого, на наш взгляд, когнатических родственников в семье мужа у Луции не было.
5. Поскольку агнатическое родство строилось на подчинении власти главы семьи, то дети Луции будут агнатами в семье ее мужа.
6. В основе естественного (когнатического) родства лежала кровнородственная связь, в основе же законного (или агнатического) родства лежала, как уже отмечалось, власть до-мовладыки, главы семейства. Первоначально в римском праве господствовало агнатиче-ское родство, впоследствии приоритет был отдан когнатическому родству: члены семьи мыслят себя как группу лиц, связанных общностью принадлежности к единому организ-му и общностью происхождения от прародителя, а не от актуального домовладыки.
Б. Павел долгое время сожительствовал с одной из своих рабынь и прижил с нею четве-рых детей. Рабыня умерла, и Павел захотел узаконить своих внебрачных детей.
1. Могли ли быть узаконены дети Павла?
2. Что он должен был сделать, чтобы узаконение стало возможным?
3. Какие дети подлежали узаконению?
4. Когда возник этот институт?
5. В каких формах производилось узаконение?
6. Чем узаконение отличается от усыновления?
1 – 5. Все зависит от того, в какой период жил Павел. Как отмечают ученые, до утвер-ждения в Риме христианства легитимировать можно было абсолютно любого внебрачно-го ребенка, даже от связи с рабыней. Для этого было достаточно только признания отца. Однако после укоренения христианского мировоззрения (примерно со времени правле-ния Константина, позднее 313 г. н.э.) подвергнуть узаконению стало возможным далеко не всех детей, а только так называемых liberi naturales, то есть не просто детей кровных, а таких, родство которых вытекает исключительно из факта конкубината с какой-либо женщиной. Кровные дети, рожденные вне конкубината, в силу христианской морали не считались liberi naturales, поскольку существовала фикция о том, что их отец якобы неиз-вестен (например, так было в случае с детьми от близкородственных браков или от про-стого фактического сожительства) .
Существовало несколько способов узаконения, выбор зависел от предпочтения узакони-теля.
1. Узаконение последующим брак родителей (то есть женитьба на конкубине или другой женщине, в отношении которой нет препятствий к заключению брака).
2. Издание рескрипта принцепса. К данному способу отец прибегал тогда, когда он не хотел прижизненно афишировать собственные отношения с женщинами. Он мог напи-сать прошение на имя императора с просьбой признать конкретного ребенка его закон-ным сыном. Это письмо вскрывалось лишь после его смерти, и заинтересованные лица (как правило, мать ребенка) предъявляла письмо в императорской канцелярии.
3. Узаконение посредством «обещания предоставления курии». В силу публичного обы-чая декурионы, то есть члены курий (органов местного самоуправления), должны были организовывать за свой счет различные развлечения для простых граждан, и они же отве-чали за сборы налогов личным имуществом, что было для них обременительно в финан-совом плане. Поэтому в постклассический период было установлено правило, что любой отец, предоставляющий посредством дарения сыну ту часть своего имущества, которая по требованиям ценза была достаточна, чтобы ребенок стал в будущем декурионом, может узаконить сына подобным способом. Если же подобным способом было необходимо уза-конить дочь, то для этого прибегали к брачному
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дождев Д.В. Римское частное право. – 5-е изд., изм. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 784 с.
2. Рассолов М.М., Горбунов М.А. Римское право. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 495 с.
3. Римское частное право/Под ред.И.Б.Новицкого и И.С.Перетерского. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 608 с.