Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Творчество Ф. Достоевского внесло огромный вклад в развитие литературы, как русской, так и зарубежной. Достоевский явился основателем нового творческого метода в изображении человека. Он впервые показал, что человеческое сознание амбивалентно (в его основе лежат противоположные начала, начала добра и зла), противоречиво.
Как правило, в произведениях Достоевского не слышно голоса автора – он находится наравне с персонажами. Читатель слышит только голоса персонажей, а позиция самого автора просматривается через высказывания его любимых героев.
Особенность изображения героев у Достоевского – это внимание к самосознанию, герой его романов рассказывает, размышляет сам о себе.
Целью данной работы является рассмотрение романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди».
Задачи:
1) Рассмотрение основной линии сюжета «Бедных людей».
2) Описание образа Варвары Алексеевны в «Бедных людях».
3) Характеристика персонажей у Достоевского, образа «маленького человека» в «Бедных людях».
1 Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди»: основная линия сюжета
Как правило, «Бедные люди» Ф. Достоевского связывается с темой «Гоголь-Достоевский» . В своем произведении Достоевский усиливает мотив историософии повестей о Петербурге Н. Гоголя – как противоречие между регламентированной русской жизнью в «Табели о рангах» (1722) и самой личностью. «Шинель» же дает художественную структуру данного конфликта: главный герой обречен, оказался «за» своим чиновничьим рядом из-за того, что его одежда и поведение не соответствовали установленным нормам. Достоевский вводит повесть в подтекст «Бедных людей» и развивает данную модель. Читателю продемонстрирована трагедия души героя, который переживает оскорбление, смятение чувств, упадок собственного достоинства.
Для своего художественного открытия Гоголю требовались собирательные образы и ситуации. Развивая эту тему, Достоевский определяет сюжет и усложняет его.
Основа «Бедных людей», как и «Шинели» - общение двух мотивов, находящихся друг с другом в конфликте – деспотизма системы и достоинства человека, представленного у Достоевского в «одухотворенности», когда самосознание человека совершается при помощи сострадания другому.
В романе мы видим две линии сюжета:
1) Макар Алексеевич Девушкин.
2) Варвара Алексеевна Доброселова.
Их имена говорят о чуждости окружающему миру. Варвара Доброселова – «чужеземка». Макар Девушкин – душевно чистый и нежный «бедный Макар» (по поговорке, «На бедного Макара шишки валятся» .
То, что у героев схожи отчества, говорит как бы о родственности их судьбы.
Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» — важный эксперимент, легший в основу весьма продуктивного для дальнейшего развития русской литературы метода. Главным итогом этого эксперимента было закрепление нарратива за новым носителем, бессловесным петербургским чиновником.
С полным основанием эта проблема обычно становится центральной в разговоре о романе, который чаще всего рассматривается как монолитное целое, в то время как форма двусторонней переписки существенно усложняет его конструкцию. Нарратив «Бедных людей» раздвоен — и эта раздвоенность задает систему, в которой два ее элемента могут быть противопоставлены.
Несмотря на значимость вопроса о реальных последствиях такой раздвоенности, он до сих пор остается недостаточно изученным. В прижизненной критике эпистолярные стили героев сопоставлялись только оценочно, причем письма Варвары Алексеевны обычно признавались меньшей удачей Достоевского. Так, В.Г. Белинский прямо писал, что «журнал Вареньки прекрасен, но все-таки, по мастерству изложения, его нельзя сравнить с письмами Девушкина» и что «можно бы заметить и не без основания, что лицо Вареньки как-то не совсем определенно и оконченно» .
При этом существовала и противоположное мнение — о том, что письма и особенно дневник Варвары Алексеевны удались автору лучше, чем письма и сам образ Девушкина.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Бахтин М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000.
2) Белинский В.Г. Петербургский сборник // Белинский В.Г. Собр. соч.: в 3 т. М.: ОГИЗ, 1948. Т. 3. С. 61–100.
3) Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985.
4) Виноградов В.В. Школа сентиментального натурализма (Роман Достоевского «Бедные люди» на фоне литературной эволюции 40-х годов) // Виноградов В.В. Избр. труды. Поэтика русской литературы. М.: Наука, 1976. С. 141–195.
5) Достоевский Ф.М. Бедные люди // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1972. Т. 1.
6) Нечаева В.С. Ранний Достоевский. 1821–1849. М.: Наука, 1979. 287 с.
7) Печерская Т.И. Загадочная Федора (Об одной из авторских проекций в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди») // Поэтика русской литературы. К 70-летию Ю.В. Манна. М.: РГГУ, 2001. С. 264–274.