Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Русский национальны театр прошел иной путь формирования и развития, чем театр европейский, восточный или американский. Этапы этого пути связаны со своеобразием истории России – ее экономики, смены социальных формаций, религии, особого менталитета россиян и т.д.
В истории сохранилось мало сведений о первобытной русской культуре: христианство, ставшее главной религией в России, боролось с язычеством, уничтожая его культурные памятники. Тем не менее, язычество сохранило свои рудиментарные проявления во многих областях культуры и искусства, в т.ч. и адаптировавшись к православной религии и закрепившись в ней в виде символов, ставших канонически христианскими.
История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году
Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество - обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью.
Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра - драматическое действие, ряженье, диалог.
В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.
Цель работы: изучить особенности возникновения русского национального театра.
Объем работы: 20 страниц печатного текста.
1. Истоки русского национального театра
История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальная, игривая стадия, зародившаяся в родовом обществе и завершившаяся к 17 веку, когда начинается новый период русской истории и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершившийся созданием постоянного государственного театра профессионального театра в 1756 году.
Термины «театр» и «драма» вошли в русский словарь только в XVIII веке. В конце 17 века употреблялся термин «комедия», а на протяжении всего века - «веселье» (Смешной чулан, смешная палата). В народе термину «театр предшествовал термин «позорище», термину «драма» – «игра», «игрище».
В русском языке в средние века были распространены синонимичные определения - «демонические» или «сатанические» шутовские игры. Забавами, потехами также назывались всякие странные вещи, которые привозили иностранцы в 16-м и 17-м веках в Россию, фейерверки и военные учения - игры юного Петра I. Термину «игрище» аналогичен термин «игра» («игры шутовства», «пировальные игры»). В этом смысле «игрой», «игрищем» называли свадьбу и ряженье .
Другое значение имеет слово «игра» в отношении к музыкальным инструментам, например: игра в бубны, сопели, игра на арфе и т. д. Термины «игра» и «игрище» применительно к устной драме сохранились в народе до 19-20-го веков .
Истоки русского театра в глубокой древности. Его начало находится в народном творчестве - обрядах и праздниках, связанных с работой. Со временем эти обряды утратили свое магическое значение и превратились в многочисленные игры-представления. В них рождались элементы театра – драматическое действие, диалоги, ряженье. В будущем самые простые игры превратилась в популярную драму. Эти драмы создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, передаваясь из поколения в поколение.
В процессе своего развития игры дифференцировались, распадались на родственные и в то же время все более отдаленные друг от друга разновидности – по драме, обрядам, играм. Единственное, что их объединяло, - это то, что все они размышляли о действительности и использовали аналогичные выразительные приемы - диалог, песню, танец, музыку, маскировку, ряженье и актерское мастерство .
Игры изначально были прямым отражением организации племенной общины: они носили хороводный, хорический характер. В круглосуточных играх в нем органично слились хоровое и драматическое творчество. В игрища много и часто включались песни и диалоги, помогающие создавать характеристики игривых образов. Массовые поминки также носили игривый характер.
«Русалии» в Древней Руси были кульминацией народного творчества, языческих празднеств. Все виды искусства были показаны в них в полной мере: музыка, пение, танцы, военные игры, театральные представления, которые иногда проводились в масках. Участники русалий, как можно подумать, делились на обычных зрителей и особых людей, которые выполняли основные разделы игры-обряды. Термин «русалии» настолько прочно вошел в жизнь Руси XII века, что даже в чисто церковных писаниях о посте время определяется этим языческим праздником.
Русалии - это «большой сбор» огромного количества людей,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Антонова О.А. История зрелищ: техника и технология современной сцены Учебное пособие / О.А.Антонова. – СПб.: 2010. – 100 с.
2. Анчиполовский З.Я. Люди русского театра / З.Я. Анчиполовский; Художник А. В. Старилов. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 2013. – 216 с.
3. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. - Изд. 2-е, испр. – М.: URSS, 2010. – 532 с.
4. Горюнова И.Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений [Электронный ресурс]: лекции и сценарии / И.Э.Горюнова. – СПб.: Композитор, 2009. – 208 с.
5. Дмитриевский В.Н. Театр и зрители. Советский театр 1917-1991 / В.Н. Дмитриевский. – Ростов-на-Дону, 2013. – 696 с.
6. История русского драматического театра: от его истоков до конца XX века: учеб. пособие / И. Л. Вишневская [и др.]; отв. ред. Н. С. Пиво-варова. – М.: ГИТИС, 2010. – 338 с.
7. Рольф М. Советские массовые праздники / М. Рольф. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2009. – 439 с.
8. Рубина Д.И. Под знаком карнавала /Д.И. Рубина. – М: Эксмо, 2007. – 102 с.
9. Савушкина Н.И. Некрылова А.Ф. Библиотека русского фольклора // Народный театр. – 473 с.
10. Смирнова Л.Н. Популярная история театра / Л.Н. Смирнова, Г.А. Гальперина, Г.В.Дятлева. – М.: Мульти Медиа, 2008. – 1522 с.
11. Старикова Л. М. Театральная жизнь старинной Москвы. Эпоха. Быт. Нравы / Л.М. Старикова. – М.: «Искусство», 2008. – 336 c.
12. Терешина М. История русского театра / М. Терешина. – М.: Эксмо, 2011. – 480 с.