Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Хищения и угоны автомобилей и другой автотранспортной техники стали одним из наиболее распространенных видов преступлений. Доходы от этого криминального бизнеса все чаще привлекают представителей транснациональных преступных групп. Проблема противодействия хищениям транспортных средств находится в центре внимания министерств внутренних дел (полиции) зарубежных государств. Однако, несмотря на наличие правовых основ сотрудничества в данном направлении, механизм взаимодействия органов внутренних дел (полиции) нуждается в оптимизации. Эффективность борьбы с транснациональными преступными группами, специализирующимися на кражах транспорта, может быть намного выше при условии усовершенствования процесса оперативного обмена информацией. Доступ сотрудников органов внутренних дел (полиции) к соответствующим базам данных общего автоматизированного учета транспортных средств позволит поставить надежный заслон на пути криминала.
Исходя из транснационального уровня совершения угонов и хищений транспортных средств организованными группами важное значение приобретает международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Международные многосторонние и двусторонние договоры выступают необходимой основой координации усилий различных государств в борьбе с угонами и хищениями транспортных средств.
Сотрудники органов внутренних дел, столкнувшись с проблемами угонов и хищений транспортных средств после распада Советского Союза, ощутили острую необходимость совместных согласованных действий правоохранительных органов различных государств, которые бы базировались на прочном правовом фундаменте. Однако, приходится констатировать, что Российская Федерация до сих пор не имеет договоров о сотрудничестве в области борьбы с преступностью со многими странами.
Международное сотрудничество по преступлениям связанным с автомототранспортными средствами
Автотранспортным преступлением является предусмотренное законом общественно опасное деяние, посягающее на нормальное функционирование автомобильного транспорта, и причинившее вред жизни, здоровью граждан либо ущерб имущественного, организационного, морального характера.
Согласно официальной статистике Министерства внутренних дел Российской Федерации почти половину всех зарегистрированных преступлений составляют хищения чужого имущества. Довольно обширными среди них являются хищения автотранспортных средств, которые вопреки принимаемым мерам профилактического характера приобретают серьезный характер .
Масштабность данной преступной деятельности свидетельствует о высоком профессионализме преступников, тогда как меры противодействия им остаются недостаточно эффективными. Колоссальные доходы при минимальном риске и затратах сделали в целом криминальный автобизнес весьма привлекательным для организованных преступных сообществ и стали одним из основных источников их доходов.
Кроме того, актуальность темы исследования организации деятельности правоохранительных органов по борьбе с угонами и кражами автотранспорта на примере деятельности органов внутренних дел г. Москвы связана с наличием определенных обстоятельств, основными из которых мы считаем:
– массовость подобного рода преступлений;
– их распространенность на всей территории города;
– высокая квалификация лиц, совершающих данные преступления;
– высокая степень организованности при подготовке и совершении рассматриваемых преступлений.
Ежегодное увеличение автотранспортных средств свидетельствует о возрастающем спросе как на транспортные средства, так и на их комплектующие, что отражается на развитии авторынка и увеличении финансовых потоков в данной сфере, а это, в свою очередь, создает благоприятные условия для развития криминального автобизнеса. В последние годы количество совершаемых имущественных преступлений остается на достаточно высоком уровне. Согласно официальной статистике Министерства внутренних дел Российской Федерации почти половину всех зарегистрированных преступлений составляют хищения чужого имущества.
Анализ оперативно-розыскной и следственной практик раскрытия и расследования преступлений, связанных с хищениями автотранспортных средств на территории России, также свидетельствует о некоторых изменениях в способах совершения рассматриваемых преступных деяний. Немаловажной закономерностью совершения рассматриваемых преступлений является применение различных устройств .
Помимо механических инструментов, в их арсенал входят технические средства, необходимые для проникновения в салон автомобиля. В последнее время к таким устройствам все чаще относятся различные кодграбберы, ретрансляторы и т.д. При этом большинство хищений транспортных средств на территории г. Москвы совершается с целью:
– вывоза транспортного средства за пределы Российской Федерации;
– последующей разукомплектации транспортного средства;
– последующего внесения в идентификационные номера изменений с целью сбыта транспортного средства по поддельным документам;
– получения страховых выплат.
Эффективность раскрытия и расследования краж и угонов транспортных средств во многом зависит от качества проведения проверки сообщений о преступлении, полноты неотложных следственных действий, ϲʙᴏевременности оперативно-розыскных мероприятий, правильной квалификации содеянного.
Международное сотрудничество государств в сфере уголовного судопроизводства осуществляется посредством оказания правовой помощи по уголовным делам, нормативные основы которой образуют предписания международного и внутригосударственного права. На международном уровне договорная практика государств в данной сфере базируется на многосторонних конвенциях, а также на двусторонних договорах (например, Республика Казахстан заключила договоры о правовой помощи по уголовным делам со следующими государствами: Азербайджан, Болгария, Великобритания, Венгрия, Грузия, Индия, Италия, Канада, Китай, Киргизия, Северная и Южная Корея, Литва, Монголия, ОАЭ, Пакистан, Румыния, Сербия, США, Таджикистан, Турция, Узбекистан, Чехия и др.). С Российской Федерацией Республика Казахстан взаимодействует в сфере уголовного судопроизводства, основываясь на положениях Минской конвенции 1993 г. (далее – Минская конвенция).
Обязательства государств оказывать друг другу правовую помощь по уголовным делам содержатся в международных договорах, однако процессуальные действия в рамках правовой помощи производятся в соответствии с нормами внутригосударственного права запрашиваемой стороны. Следует отметить, что по просьбе запрашиваемой стороны государство может отступить от своих суверенных прав и применить ее уголовно-процессуальные нормы .
При рассмотрении в научной литературе проблем международного сотрудничества в борьбе с преступностью внимание в основном акцентируется на вопросах исполнения в Российской Федерации судом, прокурором, следователем, руководителем следственного органа запросов компетентных
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата (Заключено в г. Москве 25.11.2005) // Бюллетень международных договоров. 2011. № 4. С. 3 - 9.
2. Бочкарева А.С. Проблемы реализации уголовного права сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью // Правовая защита частных и публичных интересов: Сборник научных статей Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося российского адвоката Федора Никифоровича Плевако (1842-1908). 2019. С. 255-257.
3. Вастьянова О.Д. Актуальные проблемы международного сотрудничества органов внутренних дел в борьбе с преступностью // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 9 (25). С. 50-55.
4. Ермолович Г.П. Отдельные проблемы международного сотрудничества государств по противодействию преступности в современных международных отношениях // Современные проблемы права, экономики и управления. 2018. № 2 (7). С. 27-35.
5. Зайцева Е.А., Сидорова Н.В. Регламентация международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства: международный и внутригосударственный аспекты // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2019. № 2 (49). С. 85-94.
6. Патрин Л.Н. Международное сотрудничество в сфере борьбы с хищениями транспортных средств на территории государств-участников СНГ // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2017. № 1 (41). С. 90-95.
7. Рязанцев А.В. Правовое регулирование международного сотрудничества в области противодействия криминальному автобизнесу // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 7. С. 177-179.
8. Сергевнин В.А., Авдеев В.А. Международно-правовые основы противодействия групповой и организованной преступности // Стратегические направления противодействия преступности на национальном и транснациональном уровнях Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Под научной редакцией В.А. Авдеева, С.В. Розенко. 2019. С. 3-12.
9. Суденко В.Е. Взаимодействие правоохранительных органов различных государств по борьбе с организованной преступностью // Вестник Юридического института МИИТ. 2019. № 1 (25). С. 37-47.