Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Организация игрового общения сегодня становится неотъемлемой частью любой социально - досуговой акции, праздника, народного гулянья.
Современное обновление общества, как никогда раньше, требует воспитания у подрастающего поколения активности, самостоятельности, творчества. В этом аспекте уникальны возможности игры. Игра является деятельностью, в которой на доступном уровне формируются стороны личности человека. Создание условий для такой игровой деятельности - непростая задача организатора.
Проблема исследования. Досуговая деятельность детей и подростков часто характеризуется малосодержательностью и однообразием. В образовательных учреждениях используются устарелые и малоинтересные формы организации досуга. Это вызвано неумением организаторов досуга правильно использовать и подбирать игровые формы в культурно - досуговых мероприятиях, которые не обеспечивают эффективного эмоционального воздействия с целью развития и воспитания личности.
Актуальность. Важно учитывать и помнить, что чем основательнее наши знания теории и технологии игры, тем интереснее и востребованнее наша деятельность - сценариста, режиссера и ведущего игровых программ. Но зачастую организаторы досуга используют набор традиционных, не эффективных игровых форм, которые не отвечают возрастным, социальным и профессиональным предпочтения аудитории. Запросы молодого поколения требуют поиска новых эмоционально-выраженных неизвестных игровых форм, которые должны находиться в гармонии с современными технологиями и научными открытиями.
В качестве гипотезы было взято предположение о том, что правильно подобранные игровые формы, отвечающие требованиям режиссуры и запросам современного общества, способны оказывать всестороннее воспитательное воздействие на участников досуговой деятельности.
Степень разработанности проблемы. Мною были изучены и проанализированы следующие источники:
- учебное пособие Шашиной В. П. «Методика игрового общения».
В данном пособии, в полном объёме раскрыто о композиционном построении и методике организации и проведения игровых технологий. Автор осветил следующие моменты: развитие игрового жанра, сущность и значение игровой деятельности, организацию игрового общения, классификацию игр, роль ведущего в организации игрового действия.
- Шубина И.Б. «Драматургия и режиссура зрелища: игра, сопровождающая жизнь». Изучены теории авторов: Й. Хейзинги, И.Канта Ф. Шиллера об игре, как о первичной форме человеческой активности. Особого профессионального интереса книга не вызвала.
В работе Панфилова В. «Режиссеру праздника - об игре» раскрыты принципы игрового общения. Шмаков С.А. известен как разработчик различных игровых приёмов. Сборник «Игры шутки - игры минутки» содержат огромное количество игровых упражнений, занятий, тренингов целевого назначения.
В книге «Организация и методика проведения игр с подростками» авторы Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. предлагают эффективные методики игровой деятельности подростков и обосновывают подходы к организации игрового взаимодействия.
Цель исследования. Определение значимости игровых форм и систематическое использование в режиссуре театрализованных представлений.
Основные задачи исследования:
1. Проанализировать имеющиеся труды режиссеров;
2. Определить функции игровых форм, рассмотреть виды игр и игровые технологии;
3. Определить особенности режиссуры игровых форм;
4. Экспериментально проверить условия реализации игровых форм в культурно - досуговой деятельности.
Объект исследования. Игровые формы.
Предмет исследования. Использование игровых форм в работе режиссера.
В исследовании применялся комплекс методов:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2. Включенное наблюдение;
3. Экспериментальное апробирование игровых форм
Базой исследования послужили государственные бюджетные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования г. Перми.
Практическая значимость исследования состоит в использовании современных игровых форм, выстраивании «субъект-субъектных» взаимоотношений.
Научная новизна заключается в применении традиционных игровых форм, но с использованием современных технологий.
Глава 1. Особенности режиссуры игровых форм
1.1 История возникновения игры. Развитие игрового жанра
История свидетельствует о древнем происхождении игр. Они являются средством развлечения, общения, отдыха. Игра как часть праздничной, как элемент общечеловеческой культуры, возникла тогда, когда у человека возникла необходимость и возможность самовыражения. В древности это рисунки на стенах, бросание камушков по воде, кидание стрел и т.д. Через игру знакомились (ремешок, платочек, целовальные игры). «Человеческая культура возникает и разворачивается в игре, как игра» - так раскрывает игровой характер культуры нидерландский культуролог Йоган Хёйзинги.
Наиболее ярко игровой характер культуры проявляется в первобытном культовом священнодействии: «Культ есть показ, драматическое представление, образное воплощение, замещающее действительное осуществление. В ходе священных празднеств, возвращающихся с каждым из времен года, люди сообща отмечают великие события жизни природы, устраивая посвященные им представления. Они воспроизводят смену времен года, изображая восход и заход созвездий, рост и созревание плодов, рождение, жизнь и смерть людей и животных. Человечество разыгрывает порядок вещей в природе в той мере, в какой оно его постигает. И в этой игре, и через игру оно вновь воплощает представленные события, помогая тем самым поддержанию мирового порядка». В истории праздничной культуры разных государств мы можем найти интереснейшие образцы культуры игровой.
Среди праздников древней Эллады мы видим множество таких, в которых игра, игрище, народные забавы являются неотъемлемой частью. Это «амфистерии», где один из дней посвящен детскому празднику, как своеобразному прообразу современного праздника игры и игрушки. Это народные гулянья и игрища во время Великих Дионисий. Это олимпийские и дельфийские игры, где основным является момент конкурсный, состязательный.
Популярность игрового жанра заключается в его сиюминутности, импровизации, зрелищности, отсутствии преднамеренного жесткого деления на зрителей и участников. Этому жанру присуща специфическая двойственность. С одной стороны, игра - зрелищна, т.к. использует театрализацию, музыку, танец, песню, поэзию. А это - явление искусства. С другой - это явление реальной жизни. Поскольку вовлекаемые в игровое действие присутствующие остаются в реальном мире, они действуют здесь и сейчас[1].
Игра является одним из видов досуговой деятельности. Участвуя в различных играх, люди находятся в условиях экстремальных. Например, участвуя в цирке, люди рискуют жизнью, выполняя различные трюки. На футбольном поле также есть риск. Существует риск даже за шахматной доской. В ходе участия человека в том или ином виде игр, происходит выражение его психического и морального состояния. Его поведение в различных играх показывает, обладает ли он такими качествами как инициативность, решительность, упорство или нет. В играх человек выявляет пределы возможных нагрузок, достигает рекордных показателей быстроты, ловкости, силы, точности, выносливости, реализуя весь диапазон своих возможностей, многие из которых ни в каких других видах деятельности столь полно не проявляются.
Нередки случаи, когда нации - изобретатели игр - оказывались побежденными тем народом, который лишь недавно познакомился с данной игрой. Честная игра сближает людей. Международные игры и соревнования - важный фактор укрепления мира и интернационализации культуры.
Игры для древних людей, как и для современных, были и стали неотъемлемой частью жизни[2].
1.2 Функции игры
Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры и по теории игры в целом позволяет представить спектр
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве - М., Форум, 2009. - 155с.
2.Гавдис С.И. Основы сценарного мастерства. - Орел: ОГИИК, 2005
3.Еременко М. И. Развитие ключевых компетентностей старшеклассника в условиях имитационного моделирования жизненных ситуаций. - Волгоград, Панорама, 2006. - 64с.
4.Карп Вячеслав Ильич Основы режиссуры, М, 2003
5.Кукушин В.С., Теория и методика обучения . - М., Феникс, 2006. - 202 с.
6.Марков О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников. - Краснодар: Изд. КГУКИ, 2007
7.Черняк Ю.М. Режиссура праздников и зрелищ / Ю.М. Черняк. - Мн.: Тетра Системс, 2004
8.Шубина И.Б. Организация досуга и шоу программ. Ростов на Дону, «Феникс», 2003г.