Фрагмент для ознакомления
2
Средство соревновательной деятельности – это приемы и действия, которые характерны для каждого вида спорта, которые нацелены на достижение поставленное цели. Особенность каждого вида спорта, необходимость показа максимально возможных результатов, требует определения нужного двигательного состава соревновательной деятельности, конкретизации биомеханической и функциональной целесообразности выполнения конкретных комбинаций, основных элементов и конкретных действий, которые определяют результат в спорте.
В результате находит свое отражение количественный итог определенного вида соревновательной деятельности. Результат – это основной системообразующий фактор.
Содержание соревновательных действий в разных видах спорта отличается. В состав входят подчиненные общей логике соревновательные действия и комбинации, которые в одних видах спорта – формализованы, а в других широко варьируются комплексами действий, которые связаны с тактикой соревнований .
Разные компоненты, которые присущи определенному виду соревновательной деятельности, с одной стороны, являются взаимообусловленными, а с другой стороны, часто слабо взаимосвязаны и требуют строгой дифференцированной оценки их развития. Только определив рациональность, эффективность и освоенность конкретных составляющих, можно объективно оценивать сильные и слабые структуры соревновательной деятельности определенного спортсмена, сформировать для него модель соревновательной деятельности и определить путь ее достижения.
Целесообразность и эффективность различных структур применяемых средств соревновательной деятельности точно можно оценить при помощи циклических скоростно-силовых видов спорта. Например, в структуре соревновательной деятельности в беге на короткие дистанции дифференцируют как минимум 4 основных структуры:
1) быстрота реакции на сигнал старта, которая определяется по времени от выстрела до первого движения бегуна.
2) качество разбега на старте.
3) степень максимальной скорости бега.
4) способность поддержать достаточно высокую скорость до финиша.
Изменение скорости бега связано с изменением длины и темпа беговых шагов. Каждый показатель влияет на степень спортивных достижений в беге и связан с реализацией конкретных биомеханически целесообразных двигательных реакций, которые отличаются в бесе со старта и по дистанции.
Анализ параметров бега лучших спринтеров мира говорит о том, что они обладают индивидуальными различиями в характеристике составляющих.
То же самое можно представить и в структуре соревновательной деятельности в других видах спорта циклической направленности – в конькобежном спорте, лыжне, гребле, плавании, в видах спорта скоростного и силового характера – метаниях в легкой атлетике, в прыжках, тяжелой атлетике и др.
Одновременно с этим, при характеристике эффективности соревновательной деятельности спортсмена важно принимать во внимание то, что в ее структуре есть компоненты, которые трудно дифференцировать. Они связаны с уровнем подготовки психики, техникой и тактикой спортсмена, уровне физической подготовленности и др. Они располагаются в тесной взаимосвязи.
Многие части структуры соревновательной деятельности, особенно в единоборстве и игровых видах спорта, связываются с восприятием информации о действиях противника, которая получается в ходе соревнований, ее реализацией при выполнении двигательных действий.
Для решения определенной задачи, которая стоит перед спортсменом в определенной ситуации соревнований, нужна будет только та часть информации, которая соотносится с информационной моделью, которая выработана в соревнованиях и тренировках. Активная переработка нужной информации, ее применение при коррекции выработанной модели – это важная задача соревновательной деятельности.
На соревновательную деятельность влияют условия внешней среды:
1) специфика места проведения соревнований (положение, климат). Спортсмену нужно адаптироваться к новому часовому поясу, непривычной температуре и влажности воздуха, атмосферному давлению.
2) оборудование спортивной базы или площадки.
3) Специфика судейства, что крайне важно при спортивных играх, единоборствах, сложных видах спорта .
Внимательное изучение указанных условий позволяет лучше подготовиться к главным соревнованиям.
В каждом соревновании спортсмен ставит перед собой цель, которая может быть связана с демонстрацией определенного результата, выходом в очередной тур соревнований, достижением победы или занятием определенного места, это может отразиться на отдельных элементах соревновательной деятельности.
Таким образом, на эффективность структуры соревновательной деятельности спортсменов существенное влияние оказывают: биомеханическая целесообразностью двигательных действий; восприятие внешней среды и условий проведения соревнований, поведения противников и партнеров, динамика собственного состояния; анализ получаемой в ходе соревнований информации в сопоставлении с прежним опытом и целью соревнований; выбор на этой основе мысленного решения; его воплощение в соответствующих двигательных действиях.
Рост в течение года числа соревнований высокого ранга для спортсменов высокой квалификации включает в себя 9-10 месяцев и больше. Это требует от спортсмена участия в соревнованиях практически в течение всего года. Также такому темпу способствует реализация специфической для современного спорта направленности – частого участия в соревнованиях как одного из наиболее эффективных способов подготовки спортсменов высокого класса, которые прекрасно адаптированы к обычным тренировкам. Это сформировало убеждение, что сформированная система периодизации спортивной тренировки входит в конфликт с передовой практикой спорта.
Кто-то из экспертов начал отвергать наличие подготовительного соревновательного и переходного периодов с присущими им задачами и наполнением, вводить планирование по месяцам процесса тренировки с подготовкой к каждому соревнованию, применять новые обозначения структурных образований процесса тренировки в течение года (уровни накопления и реализации потенциала, большие блоки, «спирали»).
Кто-то вообще отвергает существующую систему и предлагает рассматривать подготовку спортсменов как цепь подготовки и участия спортсмена к разным соревнованиям. Особенно ярко это проявляется в тяжелой атлетике и спортивных играх, в велоспорте и плавании. Но научного обоснования такой точки зрения не приводится. Но существует огромное количество аргументов, когда спортсмены, которые добились выдающихся результатов в подготовительном этапе и в начале периода соревнований, потом снижают свои результаты в главных соревнованиях года, которые проводятся в конце соревновательного периода. И есть ведущие спортсмены, которые смогли подчинить свою подготовку участию в основных соревнованиях, но выступают на первом этапе на невысоком уровне.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Барчуков И.С. Физическая культура: Учебное пособие для вузов М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2016.- 255с.
2) Бутин И.М., Воробьев В.А. Лыжный спорт. Учебное пособие для учащихся отд. физ. воспитания пед. училищ. - М.: Просвещение, 1974. - 198 с.
3) Железняк Ю. Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с.
4) Львова Т.Г. О методологических аспектах исследования системы спортивных соревнований // Социально-педагогические проблемы физической культуры и спорта (Сб. научных трудов). - Малаховка, 1988. -С. 22-25
5) Лыжный спорт учебник / Т. И Раменская, А. Г Баталов./ - М.: «Флинта», издательство «Наука», 2016
6) Лыжный спорт/Евстратова, Чукардин, Сергеев./Санкт — Петербург, 2016 г.
7) Лыжная подготовка в образовательных учреждениях / А. П. Олюнин, Г. Б. Чукардин, Н. И. Семенов/ Санкт — Петербург 2017.
8) Максименко А. М. Основы теории и методики физической культуры. - М.: 4-й филиал Воениздата, 2011.-319 с.
9) Методика организации и проведения чемпионатов мирового, континентального и национального уровня / Международная ассоциация легкоатлетических федераций, Международный легкоатлетический Фонд и др. - М.: Терра спорт; Олимпия Пресс, 2016. - 175 с.
10) Переверзин И. И., Ушакова Н.А. Менеджмент в международной спортивной федерации (на примере легкой атлетики): Уч.-метод. пособие ... для студентов РГАФК. -М.: ФОН, 2015. - 108 с.
11) Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 583 с.
12) Платонов В.Н., Гуськов С.И. Олимпийский спорт (2-я книга). - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 383 с.
13) Пономарев Н.И. Спорт как социальное и педагогическое явление. - Л.: ГДОИФК, 1984.
14) Родиченко В.С. Социально-педагогические основы организации спортивных соревнований: Дис. ... докт. пед. наук. - М., 1983.
15) Физическая культура: Учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. -М.: Изд-во: АСВ, 2018
16) ШустинБ.Н. Некоторые тенденции развития мирового и российского спорта // Физическая культура и спорт в Российской Федерации (Сб. статей). - М.: 2015. С. 97-107.