Фрагмент для ознакомления
2
Задачами работы ставится:
• рассмотреть значение и система антимонопольного законодательства России;
• определить тенденции развития антимонопольного законодательства России.
Работа состоит из введения, двух частей, заключения и библиографического списка.
1. Значение и система антимонопольного законодательства России
Современное антимонопольное законодательство является одним из инструментов государственного регулирования экономических отношений. В качестве одного из запрещенных таким законодательством видов антиконкурентного поведения выступает монополистическая деятельность, которая включает злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением, ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия, а также иные действия (бездействие), признаваемые в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Антиконкурентные соглашения заключаются в различных сферах, и их предметом могут являться различные условия - определенное поведение при проведении торгов, ценовая политика, раздел рынка по географическому признаку или по потребителям и т.п. Такие соглашения зачастую наносят весьма крупный ущерб как государственному бюджету, так и интересам предпринимательских структур и потребителей, многие из таких соглашений неоднократно упоминались в научной литературе. Например, широкую известность приобрели рассмотренные Федеральной антимонопольной службой дела о минтаевом картеле, картеле производителей пангасиуса, дела о картелях в области гособоронзаказа и соглашениях, заключенных при проведении конкурсов на разработку документации и строительство объектов государственной границы Российской Федерации. Негативные последствия таких и многих других антиконкурентных соглашений сложно переоценить. В этой связи анализ юридической сущности антиконкурентных соглашений и их правовых последствий представляет несомненный интерес.
Российское антимонопольное закоодательство своими источника имеет:
- нормативно-правовой акт;
- международный договор;
- решения Европейского суда по правам человека.
Обычай и нормативный договор не являются источниками российского конкурентного права.
Статья 71 Конституции РФ относит к ведению Российской Федерации вопросы установления правовых основ единого рынка. Исходя из этого антимонопольное законодательство, обеспечивающее формирование единого рынка, находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не вправе осуществлять правовое регулирование в данной сфере. Такая централизация правового регулирования связана с необходимостью обеспечения единства экономического пространства на всей территории Российской Федерации и свободы передвижения товаров, работ, услуг.
Таким образом, нормативными актами, содержащими нормы конкурентного права, являются:
1) Конституция РФ;
2) федеральные законы;
3) постановления правительства и акты федерального антимонопольного органа.
В системе законодательства Российской Федерации основным нормативным правовым актом, обеспечивающим защиту конкуренции, является Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Согласно ст. 1 Закона о защите конкуренции правовые основы защиты конкуренции включают в себя предупреждение и пресечение:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения и устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами и Центральным банком РФ.
Помимо составов монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции Закон о защите конкуренции также устанавливает правовые запреты на недопущение, устранение и ограничение конкуренции со стороны органов власти и при проведении торгов.
Система антимонопольного правового регулирования защиты конкуренции включает в себя нормы материального права, устанавливающие правовые запреты на осуществление участником гражданско-правовых отношений действий (бездействия), в том числе совершение сделок, которые приводят или могут привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции, а также правила поведения, соблюдение которых направлено на защиту конкуренции, например требование о передаче государственного или муниципального имущества в пользование на торгах.
Реализация материальных норм антимонопольного законодательства обеспечивается нормами процедурными, содержащимися в Законе о защите конкуренции.
Не меньшее значение для реализации материальных антимонопольных норм имеют положения процессуального законодательства, а также нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях.
В российской юридической литературе появляется понимание цели законодательства о защите конкуренции - защита прав предпринимателей (хозяйствующих субъектов) от действий, ограничивающих конкуренцию. При этом акцент постепенно смещается с публично-правовых на частноправовые средства такой защиты.
Например, говоря о контроле за экономической концентрацией, указывают на необходимость дальнейшей либерализации законодательства о защите конкуренции «по пути конвергенции с Гражданским кодексом РФ». Предлагается изъять из сферы предварительного государственного контроля все сделки по экономической концентрации и осуществлять такой контроль в уведомительном порядке. Обосновывается также необходимость расширить возможности применения самими предпринимателями частноправовых способов защиты своих прав посредством предъявления судебных исков о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, о возмещении причиненных убытков.
Таким обрбазом, подлинным источником права выступают закономерности развития общества, которые должны наиболее точно отражаться в законодательстве, а не искажаться им. Иначе происходит деформирование естественных общественных процессов. Этот вывод в одинаковой мере справедлив для всех сфер жизни общества и законодательства, включая антимонопольное законодательство, которое должно защищать конкуренцию, а не регулировать рыночные процессы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.
4. Указ Президента РФ от 21.12.2017 N 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» // Собрание законодательства РФ, 25.12.2017, N 52 (Часть I), ст. 8111.
5. Определением Верховного Суда РФ от 17 февраля 2016 г. по делу N А40-143256/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
6. Истомин В.Г. Проблема обеспечения баланса частных и публичных интересов на современном этапе развития законодательства о защите конкуренции // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2017. N 3. С. 24.
7. Кинев А.Ю. Борьба с картелями, другими антиконкурентными соглашениями и согласованными действиями. Лучшие практики 2012 // СПС КонсультантПлюс. 2013.
8. Попондопуло В.Ф. Свобода предпринимательства и антимонопольное законодательство // Российский юридический журнал. 2019. N 2. С. 163.
9. Процедуры в конкурентном праве: учебное пособие / Ю.И. Абакумова, О.Р. Афанасьева, А.В. Борисов и др.; отв. ред. С.А. Пузыревский. Москва: Проспект, 2019. С. 21.
10. Пузыревский С.А., Максимов С.В., Егорова М.А. К вопросу о включении специальности «конкурентное право» в номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени // Юридический мир. 2018. N 2 (254). С. 52.
11. Самолысов П.В. Административно-процессуальные стадии проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства // Право и экономика. 2016. N 11. С. 32 - 39.
12. Самолысов П.В. «Пакетный» подход формирования проконкурентного законодательства // Российское конкурентное право и экономика. 2016. N 2. С. 28 – 38.
13. Самолысов П.В. Правовое регулирование доказательств и доказывания по делам о нарушении антимонопольного законодательства // Вестник арбитражной практики. 2016. N 1.
14. Самолысов П.В. Тенденции развития конкурентного права и антимонопольного процесса // Юрист. 2019. N 11. С. 48.
15. Сборники отчетных данных о работе антимонопольных органов по контролю соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о размещении заказов. М.: ФАС России, 2008 - 2018.
16. Цариковский А.Ю. Борьба с картелями как одно из направлений укрепления национальной безопасности России. Конкуренция в рыночной экономике: пределы свободы и ограничений: Монография / Отв. ред. А.В. Габов. М., 2016. С. 322 - 323.
17. Экономическая концентрация: опыт экономико-правового исследования рыночных и юридических конструкций / Под ред. М.А. Егоровой. М., 2016. С. 520, 540.