Фрагмент для ознакомления
2
Основное положение теории Гроция сущность человека, его социальные качества. К предписаниям естественного права Аристотель относит такие общественные явления, как: семья, крепостное право, частная и индивидуальная собственность.
Сенека – римский философ-стоик и поэт – высказывался о естественном праве так: «Все, что ты видишь, в чем заключено и божественное, и человеческое, едино: мы только члены огромного тела. Природа, из одного и того же нас сотворившая и к одному предназначившая, родила нас братьями. Мы родились, чтобы жить вместе» .
Фома Аквинский, известный философ XIII века, понимает естественный закон как рациональную норму, то есть ту часть божественного порядка, которая присутствует в разуме человека. Согласно этому «вечному закону», котором говорил Аквинский, в этом мире уже заранее определено место каждому человеку .
В XVII-е века теория естественного права совершила огромный скачек в своем развитии. Особенно она получила развитие в таких странах, как Нидерланды, Англия и Германия. Английский философ Томас Гоббс понимает понятие естественное право, как свободу делать все для своей безопасности, но не в ущерб жизни и здоровью других граждан. Можно сделать вывод о том, что Гоббс рассматривал естественное право через призму теории общественного договора, считая естественное право составной частью этой теории, которая не должна его нарушать .
Барух Спиноза считал естественными правами те права, которые данны нам от рождения. Стремление человека к самосохранению предопределяет все его страсти, аффекты, его состояние и поведение. Само же учение строится на том, что именно аффекты являются неизменным признаками человека.
Еще одним известным человеком, рассуждающим над вопросом теории естественного права, был Английский философ Дж. Локк. В теории он обосновывает идею прав и свобод человека, которые существовали, когда еще не сформировалось государство. По его мнению, естественное состояние- это свобода в отношении своих действий, в отношении распоряжения своим имуществом и личностью .
Еще один мыслитель эпохи Просвещения – Жан-Жак Руссо – в отличие от многих мыслителей того времени утверждал, что естественное право – это не только проявление человеческого разума; оно также основано на двух началах, предшествующих ему: себялюбии и сострадании. Себялюбие при этом – стремление к собственному благосостоянию, а сострадание – чувство неприятия страданий другого. Из взаимодействия этих двух начал рождаются принципы естественного права, и человек, по мысли Руссо, может следовать им даже вопреки воли государства, чтобы сохранить личную свободу.
Самуил Пуфендорф также является одним из крупных представителей теории естественного права XVII века. Он пытался создать некую новую светскую правовую теорию, но и в то же время, он считал необходимым сохранить крепостное право и самодержавную власть .
Таким образом, естественно-правовая теория открывается нам результатом развития общества, совершенствования научного знания и, как любая теория, создана человеком. Естественно-правовая теория выступает источником концепции прав и свобод человека, по этой причине, положение человека определяется именно тем, какие права и свободы за ним признаны.
Естественное право признано наукой источником современного конституционного права . Новые условия существования человека порождают его новые права. Современной наукой открыты новые возможности, связанные с управлением человеческой жизнью (эвтаназия, генетическая коррекция особенностей человека) и изменениями качественных параметров жизни (генная инженерия, геронтология), что обусловливает необходимость развития конституционных идей в области прав человека .
Теория естественного права на протяжении веков, изменяясь и дополняясь, фактически дала основу большинству конституционных актов (английский «Билль о правах», «Декларация прав человека и гражданина» 1789 года, большинство современных республиканских конституций), провозглашающих основные права и свободы человека и гражданина.
Теория естественного права не является устаревшей и отжившей. Она изменяется вместе с обществом, дополняется новыми положениями и принципами в соответствии с современными демократическими идеями и представлениями. Эта теория оказала огромное влияние на законодательства различных стран, в том числе на законодательство РФ, способствуя распространению гуманистических идей по всему миру, провозглашению идеалов свободы, равенства и справедливости.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. № 4 ст. 445.
2. Дьяченко А.О. Сущность и назначение современного российского государства/А.О. Дьяченко//NovaInfo.Ru. 2017. Т. 1. № 67. С. 261-265.
3. Земцов Б.Н. Права человека в России (история и теория) // Права человека: теория, история, практика: сб. науч. тр., посвященный 65-летию Всеобщей декларации прав человека / под общ. ред. Е.М. Павленко. Волгоград: Изд-во Волгоград. фил. ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2014. С. 6-16.
4. Круглова С.В. Теория естественного права: Генезис и Эволюция/С.В. Круглова//Трибуна ученого. 2019. № 7. С. 21-28.
5. Лебедев В.А. Конституционные права и свободы человека и гражданина в современной России: концепции, ограничения, механизм охраны и защиты: моногр. М.: Проспект, 2016. 208 с.
6. Малахов В.П., Лановая Г.М. Естественное право как источник конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 5. С. 9-12.
7. Матузов, Н. И. Теория государства и права : курс лекций / Н.И. Матузов, А.А. Воротников, В.Л. Кулапов ; под ред. Н.И. Матузова, А. В. Малько. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юр. Норма : НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 640 с
8. Невинский В.В. Правовой статус личности: сравнительно-правовой анализ Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека // Российский юридический журнал. 2009. № 5. С. 75-82.
9. Честнов И.Л. Универсальны ли права человека? (Полемические размышления о Всеобщей декларации прав человека) // Правоведение. 1999. № 1 (224). С. 73-82.