Фрагмент для ознакомления
2
Неотъемлемой частью работы учителя-логопеда логопедического пункта в ДОУ является участие в музыкальных праздниках, утренниках, развлечениях, викторинах проводимых с детьми старших, подготовительных групп.
Учитель-логопед планирует свою деятельность, согласовывает с музыкальным руководителем, воспитателями группы, старшим воспитателем (это отражено в циклограмме работы учителя-логопеда).
Учитель-логопед конкретно указывает какие именно музыкальные мероприятия из всех проводимых в ДОУ, будут включены в его годовой план работы. По плану работы старшего воспитателя, учитель-логопед привлекается к участию в комплексном анализе музыкальных мероприятий.
Варианты участия учителя-логопеда в музыкальных праздниках, утренниках, развлечениях, викторинах, проводимых в ДОУ:
1. Помощь музыкальному руководителю, воспитателям в подборе словесного материала, стихотворений, речевых игр и т. д.
2. Участие в роли (сказочные персонажи, герои сказок и т. д.)
3. Посещение, просмотр с целью анализа речевой подготовленности детей на утреннике;
- с целью учета возможных речевых ошибок и путей их последующего преодоления;
- с целью диагностики, изучения возможностей детей (определения степени контактности, активности, внимания, развития общей моторики в танцах, развитие речевой моторики в пении);
- с целью планирования дальнейшей работы с детьми, преемственности;
- логопедическое просвещение: формирование речевой культуры, развитие психолого-логопедической компетентности [7, 32].
По плану работы ДОУ, учитель-логопед выступает на педсоветах и семинарах с логопедическим анализом просмотренных музыкальных мероприятий.
В течение учебного года учитель-логопед планирует посещение не только музыкальных мероприятий, но и занятий воспитателей (наблюдает за речевой активностью детей, делает выводы, даёт консультации).
Обновление современной системы дошкольного образования, в настоящее время сопровождается поиском путей совершенствования содержания форм, методов воспитательной - образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в работе с детьми с нарушениями речи можно, если наряду с традиционными логопедическими занятиями, включать в коррекционную работу комплексные занятия, с использованием нестандартных форм и методов проведения, в частности музыкально-логопедические [4, 78].
Работа организуется в сотрудничестве музыкального руководителя, логопеда и родителей. Она отмечается целенаправленностью, систематичностью, системностью и учитывает уровень развития индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Цикл комплексных занятий помогает восполнить некоторый пробел в работе над преодолением недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи.
Традиционно в логопедической работе принято уделять большое внимание (кроме речи, разумеется) активизации процесса мышления и улучшению мелкой моторики пальцев рук. А между тем, игры и упражнения, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость, подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение.
Речь не является отдельной обособленной функцией. Её правильность и выразительность зависит от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом. Если мы добиваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи.
Основной задачей музыкального воспитания является развитие эмоциональной сферы и совершенствование музыкально-эстетических чувств у детей. На занятиях дети приобщаются к музыке, учатся воспринимать её на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка», как звуковысотность, ладовая окрашенность, ритм, динамика, темп. На занятиях дети поют, танцуют, играют на звучащих музыкальных инструментах, осваивают игры-драматизации, участвуют в постановках сказок, спектаклей и праздников [6, 193].
Музыкальные игры снимают психо-эмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т. е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.
Вместе с музыкальным руководителем должен быть разработан цикл специальных комплексных занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность каждого занятия 25-30 минут.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Предлагается примерная структура занятий [4]:
1. Вводная часть – динамическая разминка (4-5 минут) включает в себя разминку в виде различных видов ходьбы, перестроений и бега в различных направлениях под музыку.
2. Основная часть (15 – 20 минут):
– музыкально-ритмические упражнения и игры: формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки; учить самостоятельно менять движения в соответствии с двухчастной и трехчастной формой музыки; развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений, используя мимику;
- развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;
- развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения;
- развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
3. Заключительная часть (5 – 6 мин) включает в себя подвижную или речевую игру и обязательное релаксационное упражнение.
Итогом этой работы является проведением досугов, спектаклей для детей детского сада, родителей, общественности города.
Индивидуализация при взаимодействии учителя-логопеда и музыкального руководителя посредством музыкальных игр – другое важнейшее направление сотрудничества логопеда и музыкального руководителя, абсолютно необходимое, поскольку невозможно вести групповую логопедическую работу с равно эффективность для всех детей – они имеют разные дефекты и разные уровни прогресса.
В центре сотрудничества учитель-логопед, который хорошо знает индивидуальные возможности каждого ребенка группы, что помогает
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Гродина Т.Ф. Опыт создания лекотеки на базе ДОУ // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - № 7-1, 2018. - с. 44-46.
2. Воронова А.Е. Логоритмические занятия для детей 3-5 лет с ОНР. – М.: Сфера, 2019. – 64 с.
3. Ершова Е.Ю. Без паники! Что делать, если ребенок не говорит. – М.: МИФ, 2020. – 264 с.
4. Касицына М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и техник работы с детьми дошкольного возраста. – М.: Гном, 2019. – 216 с.
5. Косенко Ю.Е. Логоритмика для детей с ограниченными возможностями здоровья // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - № 1, 2017. - с. 74-76.
6. Леонова С.В. Интегративный подход в деятельности специалистов как необходимое условие инклюзивного образования заикающихся детей // Специальное образование, ч. II, № XI, 2015. - с. 190-194.
7. Танцюра С.Ю., Васильева И.Н. Артикуляционная, дыхательная и речедвигательная гимнастика в условиях логопункта ДОО. – М.: Сфера, 2019. – 64 с.