Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Выпишите из различных психологических, социологических, философских и педагогических научных работ, и словарей определения понятия «личность». Сравните их и сделайте выводы об особенностях определения понятия «личность» в социальной психологии.
Ключевые общие характеристики личности:
• Личность — это сочетание поведения, эмоций, мотивации и моделей мышления, которые определяют саму личность.
• Психология личности пытается изучить сходства и различия в этих паттернах у разных людей и групп.
• Исследование личности началось с теории юмора Гиппократа, которая утверждала, что черты личности основаны на четырех отдельных темпераментах.
• Современная психология личности находится под сильным влиянием этих ранних философских корней и пытается определить, какие компоненты - такие как свободная воля, наследственность или универсальность - наиболее влияют на формирование человеческой личности.
• Существует множество подходов к современному психологическому изучению личности, в том числе психодинамический, неофрейдистский, обучающий, гуманистический, биологический, по чертам харакетра и культурный.
По мнению советского психолога, философа, педагога и организатора науки А.В. Леонтьев, личность – это совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях.
Советский и российский психолог, доктор психологических наук, профессор Ленинградского/Санкт-Петербургского государственного университета, автор методики системного описания целостных объектов В.А. Ганзен считал, что личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении.
Изучение личности берет свое начало в фундаментальной идее о том, что люди отличаются своими характерными индивидуальными моделями поведения - особыми способами, как они ходят, разговаривают, обставляют свои квартиры и дома или выражают свои побуждения.
Можно сделать вывод из данных определений, что личность формируется в непосредственном контакте с другими и внутри общественных, социальных и психологических отношений между людьми.
Понятие личности включает в себя поведенческие характеристики, как присущие, так и приобретенные, которые отличают одного человека от другого, и которые можно наблюдать в отношениях людей с окружающей средой и социальной группой.
Личность может быть определена как характерные паттерны мышления, эмоций и поведения человека вместе с психологическими механизмами - скрытыми или нет - за этими паттернами. Конечная цель психологии личности - объяснить каждого человека изнутри.
Факторы окружающей среды, которые могут играть роль в развитии и выражении личности, включают такие вещи, как воспитание детей и культура. Способ воспитания детей может зависеть от индивидуальных особенностей и стилей воспитания воспитателей, а также от норм и ожиданий различных культур.
Некоторые социальные психологи изучают крупные социокультурные силы в культурах и обществах, которые влияют на мысли, чувства и поведение людей, и формирование их личностей. К ним относятся такие силы, как отношение, практика воспитания детей, дискриминация и предрассудки, этническая и расовая идентичность, гендерные роли и нормы, структуры семьи и родства, динамика власти, региональные различия, религиозные верования и практики, ритуалы и табу.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература:
1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник / Г. М. Андреева. - 5-е изд.; испр. и доп. – Москва: Аспект Пресс, 2008.
2. Андриенко, Е. В. Социальная психология: учебное пособие / Е. В. Андриенко; под ред. В. А. Сластенина. – 8-е изд.; доп. - Москва: Академия, 2013.
3. Социальная психология: учеб. пособие [электронный ресурс] / ред.: А. Н. Сухов.- 7-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – Режим доступа: http://www.rucont.ru/efd/189677
4. Greenpeace. https://www.greenpeace.org/global/