Фрагмент для ознакомления
2
переосмысление происходит на довольно коротком историческом отрезке. Труд объявляется обязательным занятием христианина. Объявляется, что нет труда позорного или недостойного. Любой труд, приносящий общественное благо, угоден богу и когда он выполняется качественно, то является зримым свидетельством молитвенных отношений с богом. Даже в Библии протестанты находят основы трудового кодекса: такие фразы, как «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра», по их мнению, являются четкой установкой договора между работодателем и работником .
Так установка не на мгновенное получение дохода, а на медленное, но верное приближение к богатству как божьей благодати, становится одной из основных установок протестантизма. Аскетизм и умеренное поведение богатых людей - обязательное качество, передаваемое потомкам вместе с капиталом. Благотворительность признается более богоугодным делом, чем показная роскошь.
2.3. Социально-правовые нормы протестантизма как прообраз современных ценностей
Религиозная община, став центром жизни, становится и центром социального пространства жизни. Отношения людей начинают складываться вокруг общины. Церковь становится местом коммуникации, там вывешиваются все объявления, и она превращается в прообраз муниципалитета в современном его понимании.
В эпоху Реформации возникают записи гражданского состояния. Она активно дисциплинирует Европу: диктует, когда приходить на проповеди и причастия, ведет учет и штрафует, закрывает бордели и публичные бани, призывая к законному браку с целью уменьшить вспышку венерических заболеваний от беспорядочных связей. Церковь штрафует и применяет физические наказания за публичные ссоры, за прелюбодеяния и даже за отдых в пабах, задавая стандарты поведения благочестивого христианина, то есть диктует, как власть бога должна проявляться в повседневной жизни, в семье. Библия входит в европейскую культуру и становится самой издаваемой книгой.
Поскольку не надо больше передавать деньги на религию, они расходятся на социальные нужды. Провозглашается понимание того, что спасение достигается верой независимо от рода занятий верующих. Лютер говорит о том, что Евангелие с верой в бога наполнило не только монастыри и храмы, но также оно наполняет сараи амбары, то есть спастись можно везде. То как человек живет и что он делает является зримым свидетельством его взаимоотношений с богом. Поскольку нет посредников и у человека прямые отношения с богом, то и сама жизнь человека становится поведением перед богом. То, как человек живет, характеризует его отношения с богом. Если ты веришь в бога, значит ты не врешь и никого не обманываешь. Если ты добрый христианин, значит ты хорошо и много работаешь, значит у тебя благополучие, потому что господь все видит и наполняет твой дом. И каково будет богу, если ты пропиваешь все гроши, и твоя семья живет в хибаре.
Власть становится локальной и светской, то есть выйдя из-под влияния римского императора, власть в лице германского императора становится светской и ее центр перемещается из Рима в то место, где люди непосредственно проживают. Затем начинается процесс создания национальных государств. Таким образом, начинает появляться местная власть, привязанная к конкретному географическому пространству. Она впервые напоминает основу того, что впоследствии станет суверенитетом.
Все равны перед богом - провозглашается принцип священства всех верующих: каждый не только может, но обязан изучать библию и быть священником для своей семьи. Отныне все люди первого сорта. Права и обязанности идут рука об руку. Богослужения ведутся на национальном языке. Священник отвечает за свое служение перед общиной, которая может и назначить его и снять. Он ответственен и за тот образ жизни, который ведет, и община определяет его соответствие тем морально-этическим нормам, которые он проповедует.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Балабанова Е. С. Особенности российской экономической ментальности // Мир России. 2001. №3. С. 67–77.
2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма// Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990. —808 с.
3. Всемирная история: Средние века. Возрождение и реформация. Эпоха просвещения. - М.: Харвест ООО, 2017. - 504 c.
4. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. -315 с.
5. Коваль Т. Б. Этика труда православия. // Общественные науки и современность. 1994. №6. С. 55–70.
6. Кузнецов В. И., Тузмухамедов Б.Р. Международное право| Ред. Кузнецов В. И., Тузмухамедов Б. Р., 3-е изд., перераб.- М.: — 720 с.
7. Зудов Ю.В. Государство и церковь в Дании: история и современность // Новая и новейшая история. 2010. № 4. С. 63-76.
8. Иванов И.Д. Анатомия европейских ценностей // Современная Европа. 2012. № 2. С. 13-23.
9. Карпов А.О. Познавательная культура реформации // Философия образования. 2012. № 5 (44). С. 207-215.
10. Соловьев Э.Ю., Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время, М., 1984. – 214 с.