Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из особенных категорий продуктов являются товары, содержащие объекты интел-лектуальной собственности. Товарный поток, содержащий объект интеллектуальной соб-ственности (ОИС), обладает определенными особенностями, свойствами и логистиче-скими рисками, обусловленными характеристиками самого объекта интеллектуальной собственности [1, с. 66]. В научной литературе отдельными авторами рассматриваются особенности международной цепи поставок специфических товаров. Однако до настоя-щего времени с научной точки зрения отдельно не исследовались особенности междуна-родной цепи поставок товара, содержащего объекты интеллектуальной собственности. Между тем этот товар необходимо выделять отдельно по нескольким причинам, которые обусловлены его уникальностью:
в отношении объектов интеллектуальной собственности предусмотрена их реги-страция на территории РФ, предоставляющая защиту исключительных прав правооблада-телям;
в отношении зарегистрированных на территории РФ объектов интеллектуальной собственности предусмотрена регистрация в таможенном реестре для принятия мер та-моженными органами по защите исключительных прав правообладателя;
в отношении перемещения через таможенную границу товаров, содержащих объ-екты интеллектуальной собственности, утвержден отдельный механизм действий тамо-женных органов;
в отношении фактов незаконного использования объектов интеллектуальной соб-ственности предусмотрена административная и уголовная ответственность;
для решения вопросов о защите объектов интеллектуальной собственности дей-ствует специально созданный суд;
при содержании интеллектуальной собственности в товаре повышается стоимость самого товара;
интеллектуальная собственность сама по себе не является товаром, а за использо-вание интеллектуальной собственности установлены платежи.
Таким образом, необходимо выделять в отдельный сегмент международной цепи поста-вок специфический товар-продукт, содержащий объекты интеллектуальной собственно-сти. Если говорить о целостном понимании цепи поставок специфического товара, как особой системы, необходимо рассмотреть с одной стороны — всех участников этой цепи (субъектный подход), с другой стороны — исследовать объекты интеллектуальной соб-ственности, накладывающие своим содержанием в товаре специфичность ему (объектный подход) и с третьей — для исследования характера связей между элементами всей систе-мы необходимо применить метод декомпозиции с целью изучения всего процесса (про-цессный подход).
Вышеизложенное обусловило актуальность выбранной темы.
Целью контрольной работы является изучение процессной декомпозиции в логистике.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
рассмотреть процессную декомпозицию логистических систем;
охарактеризовать декомпозицию международной цепи поставок товаров, содер-жащих объекты интеллектуальной собственности.
Объектом исследования является процессная декомпозиция, предметом – ее особенности в логистике.
1Процессная декомпозиция логистических систем
Логистические системы для целей исследования и проектирования подразделяются на подсистемы, звенья и элементы (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 - Уровни декомпозиции логистической системы
Подсистемой логистической системы является выделенная в соответствии с организаци-онной структурой совокупность элементов и звеньев логистической системы, которая позволяет решать задачи логистического администрирования системы в целом и/или управления комплексом логистических функций в отдельной сфере бизнеса фирмы.
Выделение функциональных подсистем имеет прямую связь с функциональными обла-стями (сферами) логистики и вызвано необходимостью повышения степени управляемо-сти логистическим процессом в снабжении (закупках), производстве и распределении (дистрибуции), а также задачами логистической интеграции и координации.
Как видно из рис. 1, можно выделить два главных комплекса подсистем: обеспечиваю-щий и функциональный. Функциональный комплекс соответственно управляет главны-ми логистическими функциями (складированием, транспортировкой, грузо- переработ-кой, запасами, упаковкой и т. д.) в снабжении, распределении и производстве. Поэтому можно выделить подсистемы: дистрибуции (сбыта/распределения); поддержки производ-ственных процессов; снабжения (управления закупками).
Для промышленного или торгового предприятия эти три стороны следующие:
• первая сторона — поставщики материальных ресурсов и готовой продукции;
• вторая сторона — потребители готовой продукции;
• третья сторона — логистические посредники.
В подавляющем большинстве ситуаций представитель «третьей стороны» в логистике является хозяйствующим субъектом и участником рыночных отношений. В понятия «первая сторона» и «вторая сторона» могут входить поставщики и потребители разных уровней вплоть до поставщиков исходного сырья и конечных потребителей.
Особенностями конкретных звеньев логистической системы, оказывающими существен-ное влияние на процесс ее формирования, являются:
• форма собственности и организационно-правовая форма;
• различия в целях и характере функционирования;
• разная концентрация и мощность капитала, технологическое оборудование, ре-сурсы;
• рассредоточение инфраструктуры, материальных, трудовых и иных ресурсов на большой территории;
• и др.
Элемент логистической системы — неделимая в рамках поставленной задачи управления или проектирования часть звена логистической системы (подсистемы).
Выделение элемента определяется низшим уровнем декомпозиции логистической систе-мы и вызвано необходимостью обособления операции или их совокупности с целью оп-тимизации ресурсов, построения модели предприятия или его структурных подразделе-ний, моделирования бизнес-процессов, закрепления за операцией конкретного исполни-теля или технического устройства (к примеру, автоматизированного рабочего места), формирования системы учета, контроля и мониторинга логистического плана.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гетман А. Г. Актуальные вопросы управления рисками в международных цепях поставок товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // Управленче-ское консультирование. 2018. № 10. С. 64-69.
2. Левина Т. В. Лучшие практики. SCOR-моделирование // Логистика и управление цепями поставок. 2012. № 2. С. 88–94.
3. Левина Т. В. Лучшие практики. SCOR-моделирование // Логистика и управление цепями поставок. 2012. № 2. С. 88–94.
4. Лукинский В. С., Лукинский В. В., Плетнева Н. Г. Логистика и управление цепя-ми поставок: Учебник и практикум. М. : Юрайт, 2016.
5. Тяпухин Алексей Петрович, Тяпухина Ольга Алексеевна Классификация торговых посредников и варианты их использования в цепях поставок // Управленческое консуль-тирование. 2015. № 4 (76).
6. Управление цепями поставок: Справочник издательства вошег / под ред. Дж. Гат-торны (ред. Р. Огулин, М. Рейнольдс) ; пер. с 5-го англ. изд. М. : ИНФРА-М, 2018.