Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Учитывая формулу философа Рене Декарта «Я мыслю, а значит, я существую», выдающийся русский психолог А. К. Тихомиров указывает на то, что эта сентенция выдвигает мышление на первый план в психической жизни человека, также считая мышление признаком существования человека.
Психологический анализ феномена человеческого мышления осуществляется постоянно.
Исследователи мышления на протяжении многих лет применяли различные способы, методы эмпирического изучения, и формулировали концептуальные теоретические модели на основе полученных результатов. Но, в связи с тем, что ухудшается естественная и социальная среда жизнедеятельности человека, стремительно прогрессирует техника, умственная деятельность человека также меняется. Поэтому психологическая наука и практика обязана находить ответы на вопрос, как мыслит и должно мыслить современный человек и как можно исследовать, изменить, улучшить его умственную деятельность в современных и дальнейших условиях его обыденной жизни и практической, профессиональной, быстросменной деятельности.
Мышление - это поиск нового; оно необходимо, когда субъект оказывается в ситуации, для которой у него нет готового решения - привычного (приобретенного в процессе обучения) или врожденного (инстинктивного).
Последние исследования нарушений и патологий мышления освещали в своих публикациях такие авторы, как: О.С.Архипкина, А.В.Брушлинский, Ю.А,Бурлаков, М.И.Варий, И.А.Васильев, Т.Г.Винокур, Е.Г.Королева, А.Г.Маклаков, Т.Н.Ушаковаи др.
Цель работы: изучить индивидуальные особенности и свойства мышления.
1. Мышление как психический процесс
В психологии одним из первых выделено словесно-логическое мышление. Это мышление до сих пор выделяется как один из основных, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, функционирующих на основе языка, языковых средств. В то же время выделяется наглядно-действенное мышление, оно существует и у людей, и у высших животных, и систематически изучалось такими учеными, как И. П. Павлов, В. Келер, Н. М. Ладыгина-Котес и др. Основная характеристика наглядно-действенного мышления отражена в названии: решение задачи осуществляется с помощью реального изменения ситуации с помощью наблюдающего двигательного акта.
В психологии выделяется также как самостоятельный вид образное (или наглядно-образное) мышление. Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменениями в них.
В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти три вида мышления сосуществуют у взрослого человека и функционируют в решении различных задач. Описанная классификация (тройка) не является единственной.
В психологической литературе используется еще несколько «парных» классификаций. Например, различают теоретическое и практическое мышление по типу решаемых задач и обусловленных отсюда структурных и динамических особенностей.
Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Теоретическое мышление наиболее последовательно изучается в контексте психологии научного творчества. Практическое мышление основательно проанализировано психологом Б. М. Тепловым .
Есть также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы и в значительной степени отражены в сознании человека, который мыслит. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. В отечественной психологии это мышление изучали Я. А. Пономарев, Л. Л. Гурова и др.
Важное различение продуктивного и репродуктивного мышления. С. И. Калмыкова базирует это отличие на новизне получаемого в процессе умственной деятельности продукта относительно знаний субъекта.
Дж. Брунер разделяет мышление на повествовательное и парадигматическое. Парадигматическое или логико-научное в максимально развернутом виде является идеалом формальной, математической системы описания и объяснения. Оно основано на категоризации или концептуализации и операциях, с помощью каких категории устанавливаются, конкретизируются, идеализируются и связываются для создания системы.
Повествовательное мышление связано с человеческими намерениями, действиями и последствиями. Повествовательный образ мышления, как правило, локализован во времени, тогда как парадигматический - скорее вневременной.
Диана Халперн употребляет понятие «критическое (направленное) мышление» как противоположное автоматическое, неуправляемое. Критическое мышление – это использование когнитивной техники или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата . Это такой тип мышления, который применяют за решение задач, формулировку выводов, вероятностной оценки и принятие
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бурлаков Ю.А. Механизмы речи и мышления / Ю. А. Бурлаков. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2018. – 215 с.
2. Варий М.И. Психология: Учеб. пособ. / М. И. Варий. – К.: Центр учебной литературы, 2009. – 288 с.
3. Васильев И.А. Эмоции и мышление / И. А. Васильев, В. Л. Поплужный, О. К. Тихомиров. – М.: Гардарики, 2010. – 203 с.
4. Зинченко В. П. Размышления о развитии мышления / В. П. Зинченко // Прикладная психология. – 2017. - №1. – С. 1-17.
5. Маклаков А.Г. Мышление. Общая психология / А.Г. Маклаков. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 592 с.
6. Маланов С. В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности / С. В. Маланов. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014. – 480 с.
7. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Практикум / Д.Л. Столяренко. – М.: Феникс, 2011. – 292 с.
8. Тихомиров О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. – М.: МГУ, 2014. – 231 с.
9. Чепелюк А. Развитие мышления с точки зрения современных психологических концепций / А. Чепелюк // Директор школы. – 2019. - № 18. – С. 13-18.