Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы инфраструктуры 5
1.1. Базовые элементы инфраструктуры 5
1.2. Процесс формирования инфраструктуры 7
2. Инфраструктура и вопросы местного значения 12
2.1. Нормативно-правовая база в сфере обеспечения инфраструктурными элементами
12
2.2. Оценка инфраструктурной обеспеченности Забайкальского края и соседних регионов
14
2.3. Проблемы развития инфраструктуры в Забайкальском крае и возможные способы их решения
21
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Фрагмент для ознакомления
2
творческий слой населения; разбросанность сельских поселений, что провоцирует разреженность экономического пространства.
3. Суровые природно-климатические условия для жизни, которые не компенсируются федеральными субвенциями. Засушливое сельское хозяйство.
4. Низкая доля высокотехнологичного сектора в экономике, преобладание отраслей с низкой энергоэффективностью, слабая восприимчивость экономики к инновациям, неразвитость инновационной инфраструктуры.
5. Ограниченность рынков угля обусловлена усилением конкуренции на внутреннем и международном рынках.
6. низкий уровень капитализации отечественных корпораций, действующих в субрегионе, что снижает их финансовые и инвестиционные возможности в условиях значительных колебаний на международных товарных рынках.
7. Низкая инвестиционная привлекательность несырьевых секторов экономики, в том числе туризма и рекреации, которые обладают значительным потенциалом.
8. Нерешенные проблемы теневого оборота на Лесном рынке, из-за которых развивается сектор незаконных рубок "черными" лесорубами;
9. Отсутствие вертикально интегрированных крупных корпоративных структур в цепочке «лесозаготовка-лесопиление-глубокая переработка древесины»;
10. Неэффективная государственная поддержка предпринимательства, относительно низкая доля населения, занятого в секторе малого и среднего бизнеса [17, с. 86].
Учитывая конкурентные преимущества и существующие вызовы и угрозы, мы считаем, что дальнейшее развитие интеграционных и кооперационных связей между субъектами Забайкальского края должно осуществляться по следующим направлениям:
1.Энергия. Единственным источником создания энергоэффективной экономики в Забайкальском крае является газификация территорий на базе Ковыктинского газоконденсатного месторождения – от магистрального газопровода Иркутская область – Китай путем прокладки его по кратчайшему маршруту, через густонаселенные и заселенные территории вместо утвержденного в настоящее время маршрута по северным территориям вдоль ВСТО (Восточная Сибирь – Тихий океан). По оценкам экспертов, экономия только от сокращения общего расстояния приближается к 100 млрд руб. При этом, согласно предложенному варианту, население Забайкальского края получает дешевый газ для производственной и бытовой отраслей.
Для экономического развития северных территорий Забайкальского края по маршруту БАМа необходимо создать энергетическую базу за счет строительства Мокской ГЭС и ивановского контррегулятора на реке Витим. Перед строительством гидроэлектростанции необходимо провести лесозаготовительные работы – более 2 млн КБМ древесины под ложем водохранилища и строительство цементного завода в поселке. Таксимо (сырье – известняк с Владимирского месторождения) [4, с. 80].
2. Агропромышленный комплекс. В основе интеграции в аграрном секторе:
1. Забайкалье специализируется на развитии пастбищного животноводства.
2. Разработка и реализация государственной программы развития животноводства "мясной пояс для нужд России" (рабочее название). В дальнейшем в государственную программу "мясной пояс" могут быть вовлечены Монголия и автономный округ Внутренняя Монголия КНР с целью заимствования положительного опыта в технологиях и организациях по выращиванию и разведению аборигенных пород скота.
Развитие животноводства как отрасли этноэкономики позволяет не только реализовать имеющийся потенциал традиционных отраслей сельского хозяйства в этой сфере, но и способствует решению социально-экономических проблем малых народов. По нашим оценкам, Забайкальский край способен увеличить поголовье скота до 9-10 млн рублей за счет развития кочевого скотоводства.
3. Развитие научно-экспериментальной и инновационной базы в зерновом, картофельно-овощном, плодово-ягодном, животноводческом секторах.
Реализация предложенных направлений позволит сформировать эффективное конкурентоспособное сельскохозяйственное производство, обеспечить продовольственную безопасность субъектов Российской Федерации; существенно изменить рыночную инфраструктуру и улучшить логистику; развивать перерабатывающие мощности и возобновить общий экономический рост сельскохозяйственного производства, что будет стимулировать развитие смежных отраслей и занятость населения, способствовать развитию региональной налоговой базы.
4. Угольная промышленность. Основная проблема отрасли – конкуренция за рынки сбыта на внешних рынках. Для предотвращения конкуренции между отечественными производителями угля на внешних рынках, которая может привести к ценовому демпингу, необходимо рассмотреть вопрос о создании консорциума угольщиков Сибири и Дальнего Востока с привлечением Монголии и Казахстана по модели ОПЕК. Задача консорциума – определить квоты на добычу угля и экспортные цены, с одной стороны, и развить общую инфраструктуру – с другой [19, с. 96].
5. Лесная промышленность. Аналогичные действия с угольщиками должны проводить лесоэкспортеры Забайкальского края. Создание конкуренции со стороны отечественных экспортеров древесины на рынках Северо-Восточной Азии нанесло и наносит стране огромный ущерб, исчисляемый миллиардами долларов. Создание ассоциированной организации позволит объединить действия по созданию прозрачной и эффективной сбытовой сети лесной продукции на Биржевой основе, вертикально интегрированных производственных мощностей с глубокой переработкой древесины.
"Зеленый" экспорт лесопосадочного материала в Китай и Монголию особенно важен для борьбы с опустыниванием территорий вдоль пустыни Гоби.
6. Строительство. Субъекты Забайкальского края почти на 70-80% зависят от внешних поставок строительных материалов. В экономической
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1. Анилища Е.Г. Основы местного самоуправления. - М.: Наука, 2018. - 326 с.
2. Белов В.Г. Местное самоуправление. - М.: Право и закон, 2017. - 173 с.
3. Воронин А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством. - М.: Московский общественный научный фонд, 2017. – 197 с.
4.Горина К. В. Объекты социальной инфраструктуры как индикаторы трансформации социально-экономического пространства Забайкальского края // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2019. – Т. 22. – № 8. – С. 79–87.
5.Горина К. В. Трансформация компонентов социально-экономического пространства Забайкальского края // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Науки о Земле. – 2019. – Т. 14. – С. 23–33.
6.Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения в Забайкальском крае по итогам деятельности за 2019 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.chitazdrav.ru/node/476 (дата обращения: 20.04.2020).
7. Золотов В.В. Управление социально-экономическим развитием муниципального образования крупного города, М.: РЭА, 2016. – 237 с.
8.Иванова В.Н., Гузов Ю.Н., Безденежных Т.Н. Технологии муниципального управления. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 452 с.
9.Киселев С. В. Теоретические подходы к оценке взаимосвязи социальной инфраструктуры и параметров экономического роста Забайкальского края // Вестник Казанского технологического университета. – 2018. – Т. 17. – № 2. – С. 330–335.
10.Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления: Учебник. - М.: ЭКЗАМЕН, 2017. - 414 с.
11. Коркина Т.А. Муниципальное образование как объект управления // Вестник Челябинского университета. - 2018. - №1 (1) - С. 102-104
12.Корнеева А. С. Оценка социально-инфраструктурного потенциала Забайкальского края // Вестник НГУ. – 2019. – № 3. – Т. 11. – С. 156–166.
13.Моделирование социо-эколого-экономической системы Забайкальского края / под ред. В. И. Гурмана, Е. В. Рюминой. – М.: Наука, 2018. – 175 с.
14.Овешникова Л.В. Исследование проблем инфраструктуры Забайкальского края // Фундаментальные исследования. – 2019. – № 12-10. – С. 2190-2195
15.Основные показатели здравоохранения Забайкальского края в 2015–2019 годах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chita.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chita/resources (дата обращения: 20.04.2020).
16. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В.Б. Зотова. - СПб.: Лидер, 2016. - 493 с.
17.Социально-экономическое положение городских округов и муниципальных районов Забайкальского края: стат. сб. – Чита, 2017. – 145 с.
18.Фабричный С.Ю. Жуковский А.И. Муниципальная служба в контексте развития местного самоуправления // Управленческое консультирование - 2018. - №4. - С. 15-18.
19.Человеческий потенциал Забайкальского края // Народонаселение. – 2019. – № 3. – С. 82–141.
20.Шворина К. В. Основные тренды миграционной мобильности населения Забайкальского края // Экономика региона. – 2018. – Т. 14. – Вып. 2. – С. 485–501.
21. Эскерханов Л.У., Шамилев С.Р. Неравномерность социально-экономического развития Забайкальского края // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5 – С. 15-19