Фрагмент для ознакомления
2
словесных формул и выражений, на основе которых и создается культурный пласт диалогики. К основным функциям речевого этикета в практике обмена информацией и ее усвоения относят: установление контакта, обращение с просьбами, советами, выражения эмоций. В современных условиях делового общения он используется как средство создания соответствующей лингвосферы, а также для трансляции главных принципов общественной морали.
Речевой этикет обусловлен культурой речи, которая в сфере делового общения должна включать не только грамматическую и стилистическую грамотность человека, отсутствие нецензурных выражений, слов-паразитов, но и элементарную вежливость, что предполагает соответствующее умение здороваться, прощаться, уместность комплиментов и ведения разговора в нужном «ключе» и на нужную тему. Важным аспектом дальнейшего развития делового этикета отношений является поиск, создание его основополагающих принципов:
1. Выполняя свои функциональные обязанности, не следует мешать другим выполнять свои.
2. Если не можешь сказать что-то позитивное или приятное другому лицу, то лучше промолчать.
3. Принцип предсказуемости поведения в различных деловых ситуациях (деловой человек не только знает правила делового этикета, но и соблюдает их: есть пунктуальный, умеет провести деловую беседу и тому подобное).
4. Принцип уместности: определенные правила действуют в определенное время, в определенном месте, с определенными людьми.
5. В деловых отношениях существует ряд «условно запрещенных» тем для неформальных бесед, из которых не следует вступать в острые дискуссии, обсуждать или же неуместно расспрашивать. Это:
а) религиозные убеждения и демонстрация религиозных атрибутов (религиозные разногласия, противостояния, конфликты одни из самых острых в истории человечества);
б) политические предпочтения и привязанности;
в) аспекты личной, частной жизни (отношения в семье, с родственниками – весьма деликатная тема);
г) заработная плата, достаток, финансовые проблемы;
д) состояние здоровья собственное и других лиц (репутация вечного жалобщика непродуктивна для общения; деловой мир считает, что больной человек является неполноценной для совместимых контактов);
е) внешность других людей (особенно за их отсутствия).
2. ДЕЛОВОЙ ИМИДЖ
2.1 Формирование делового имиджа
Применительно к человеку термин «имидж» передает понятие визуальной привлекательности человека, самопрезентации и конструирования образа человека для окружающих.
Американский исследователь имиджа Лилиан Браун считает, что только профессиональное мастерство не даст работу или продвижение по службе. Для этого нужно расположить к себе людей, с которыми вы работаете, то есть создать правильный имидж. Предполагается, что люди судят о нас по нашей внешности, по тому впечатлению, которое мы произвели в первые пять секунд разговора. Именно такие личностные качества, как внешний вид, голос и диалог, могут сыграть решающую роль в карьере и во всей жизни [4, с.84].
Но работа по созданию образа делового человека - это не просто создание внешнего образа, способного замаскировать реальную сущность человека. Внешний вид - это просто стиль, определяемый внутренним составом личности.
Первый аспект (этап) формирования имиджа - это уровень самооценки человека, который во многом определяет его поведение. Низкая самооценка сковывает человека, завышенная - не позволяет объективно оценить ситуацию и себя в ней.
Мы можем выделить основные составляющие имиджа делового человека: самооценка личности; моральные ценности личности; этика делового общения; деловой этикет и протокол; коммуникативная тактика (умелая ориентация в конкретной ситуации, владение механизмами психологического воздействия и др.); внешний вид (одежда, аксессуары к одежде, осанка и походка).
Существуют внешние и внутренние факторы формирования имиджа.
Внешние факторы имиджа:
- внешний вид: одежда, аксессуары, прическа, макияж;
- хорошие манеры: правильные жесты, позы, осанка, походка;
- выражение мимики и умение ею управлять;
- возможность использовать пространство для общения и так далее.
Внутренние (психологические) факторы образа:
- искусство, которое нравится людям;
- умение правильно общаться;
- обладание необходимыми личностными качествами для позитивного имиджа;
- способность понимать людей и влиять на них, и так далее.
Внутренние (этические) факторы имиджа: честность; порядочность; уважение к подчиненным, партнерам; верность этому слову; умение эффективно взаимодействовать в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями компании [1, с.61].
Создание положительного имиджа во многом определяет успешность деятельности человека. Власть над людьми зависит не только от силы, ума и воли, но и от впечатления и привлекательности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алехина, И. В. Имидж и этикет делового человека [Текст] / И. В. Алехина. – М.: ЭНН, 2016. – 126 с.
2. Афанасьев, И. Деловой этикет: 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Афанасьев И. - К.: «Альтерпрес», 2011. – 352 с.
3. Ботавина, Р. Н. Этика деловых отношений: Учеб. пособие [Текст] / Р. Н. Ботавина. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 208 с.
4. Браун, Л. Имидж - путь к успеху [Текст] / Л.Браун. – СПб.: Питер Пресс, 2016. – 288 с.
5. Бухаркова, О. В. Имидж лидера: технология создания и продвижения. Тренинговая программа [Текст] / О. В. Бухаркова, Е. Г.Горшкова. – СПб.: Речь, 2017. – 222 с.
6. Гриценко, Т. Б. Этика делового общения: учеб. пособие [Текст] / Т. Б. Гриценко. – К.: Центр учебной литературы, 2017. – 344 c.
7. Данильчук, Л. А. Основы имиджа и этикета [Текст] / Л. А. Данильчук. – М.: Кондор, 2014. – 234 с.
8. Здоровенко, В. В. Культура делового общения: учеб. пособие [Текст] / В. В. Здоровенко. – Дрогобыч: НПЦ «Каменщик», 2015. – 147 с.
9. Зусин, В. Я. Этика и этикет делового общения: учеб. пособие. - 2-е вид., переработка. и доп. [Текст] / В. Я.Зусин. – М.: Центр учебн. литературы, 2015. – 224 с.
10. Ковальчук, А. С. Основы имиджелогии и делового общения [Текст] / А. С. Ковальчук. – Ростов на Дону: Феникс, 2013. – 224 с.
11. Палеха, Ю. И. Деловая этика: учеб.-методическое пособие [Текст] / Ю. И. Палеха. – М.: ЕУФИМБ, 2014.– 250 с.
12. Панасюк, А. Е. Формирование имиджа: стратегии, психотехнологии, психотехники [Текст] / А. Е.Панасюк. – М.: Омега-Л, 2018. – 266 с.
13. Панфилова, А. П. Имидж делового человека: учебное пособие [Текст] / А. П.Панфилова. – СПб. : ИВЭСЭП, Знание, 2017. – 490 с.
14. Холопова, Т. И. Протокол и этикет для деловых людей [Текст] / Т. И. Хлопова, М. М. Лебедева. – М.: Инфа, 2015. – 366 с.
15. Шепель, В. М. Имиджиология. Как нравиться людям [Текст] / Шепель В. М. – М.: Народное образование, 2012. – 134 с.