Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ Карл Орф – выдающийся немецкий композитор, мыслитель и педагог - прожил удивительную жизнь. Даже тот факт, что мастер родился в конце XIX века (1895 г.), а умер почти в конце XX века (1982 г.), говорит о многом. Его путь в современном искусстве был необычайно своеобразен в том плане, что тематика и язык его сочинений были весьма далеки от того, что в прошлом веке было принятым считать новаторским. Путь К. Орфа к признанию был очень сложным. Только в 30-е годы он нашел свой жанр и неповторимый стиль выражения в специфической кантате «Кармина Бурана», к этому моменту композитору было уже около 40 лет. Его современники – А. Онеггер, П. Хиндемит, С. Прокофьев, были уже хорошо известны в мире, а имя К. Орфа приобретает популярность лишь после 2-й мировой войны. Нами был проведен краткий анализ сложившейся в отечественной педагогике практики применения основных принципов системы К. Орфа. На сегодняшний день, эта практика охватывает сеть разнообразных семинаров по «Шульверку», периодическое издание, посвященное использованию методики Орфа в школе («Вестник Общества К. Орфа»), а также множество соответствующих методических пособий. В России было создано педагогическое движение (в рамках Общества К. Орфа), основной задачей которого является распространение методических идей «Шульверка», координация обмена опытом между педагогами, а также организация различных семинаров-практикумов, как общероссийских, так и международных. В связи с распространением, интерпретацией, адаптацией и практическим применением идей К. Орфа в российской педагогике, необходимо упомянуть имена таких выдающихся исследователей, как Е. В. Назайкинский, Э. Бальчитис, Н. Ветлугина, М. Картавцева, С. Мальцев, Ф. Марморштейн, Г.
2
Ригина, Б. Шеломов, Г. Шатковский, и особенно Т. Боровик, В Жилин, Т. Тютюнникова и Л. В. Виноградов. Среди используемых сегодня в российской школе различных систем развития музыкальных способностей (как и формирования метапредметных компетенций на уроках музыки) у учащихся, методика немецкого композитора Карла Орфа является одной из наиболее необычных (по крайней мере, для применения в отечественной школе), интересных и, как показывает практика, одной из наиболее эффективных [6, с. 24–29]. Суть методики Орфа «Музыка для детей» состоит в творческом раскрытии музыкальных способностей учащихся и формировании у них некоторых надпредметных, метапредметных умений (компетенций) с помощью музыкальных и танцевальных импровизаций. Основная идея системы К. Орфа заключается в самостоятельном развитии учащимися собственных музыкальных способностей посредством обучения их игре на таких простых перкуссионных и мелодических музыкальных инструментах (цимбалы, ксилофоны, маракасы, колокольчики, металлофоны, треугольники и др.). Термин «Шульверк» (Schulwerk) был введен самим К. Орфом и обозначает «обучение в действии». Основной принцип данной системы сам К. Орф определил, как «учимся, делая и творя» – позволяет учащимся, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования [1]. Базисной основой методики музыкального воспитания К. Орфа, является импровизация и совместная игровая деятельность младших школьников, которая противопоставляется традиционной механической тренировке и заучиванию нотной грамоты. В своей педагогической концепции К. Орф вводит термин «элементарное музицирование» – процесс, состоящий из нескольких элементов, таких как пение, импровизация, движения и игра на элементарных музыкальных инструментах.
1. Игры по системе Карла Орфа Карл Орф считал наиболее сильным средством воздействия на ребенка творческие музыкально-театрализованные игры. В которых объединяются: пение, речь, игра на музыкальных инструментах, жест, танец. Он создал музыкальные инструменты для детей, качественные, красиво звучащие, простые и удобные для игры. Метод синтеза музыки, речи и движения К. Орфа, суть в том, что музыка должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психике ребенка. Эта музыка, неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть. Следует отметить, что самое важное на уроках по системе К. Орфа - это атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне с педагогом
3
может проявить свою индивидуальность. Единая структура уроков помогает младшим школьникам хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Ребята учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается психоэмоциональная сфера[8]. Игры с музыкальными инструментами: – этот вид деятельности призван совершенствовать ранее приобретенные навыки владения темпом, динамикой и ритмом; – способствуют обучению младших школьников взаимодействию между собой и развитие чувства ансамбля; – направлены на развитие творческого подхода к игре на музыкальных инструментах и постепенное обучение младших школьников умению дифференцировать тембровое звучание инструментов. Современный набор инструментов Орф-оркестра насчитывает несколько десятков самых разнообразных инструментов, которые отбирались в ходе долгих поисков и проб.
2. Сказки по системе К. Орфа Венцом воспитательной работы в педагогической концепции К. Орфа является, как отмечает В. Келлер, «элементарный музыкальный театр», в рамках которого не только осуществляется интеграция музыкальных, речевых и танцевальных моментов, но и включаются элементы общего художественного воспитания и образования – пантомима и актерская игра, умение создавать костюмы и декорации [5]. Как уже было отмечено, К. Орф – человек театра в самом полном и всеобъемлющем значении этих слов, и он видел процесс воспитания как процесс вовлечения учащихся в некую театрализованную игру со словом, звуком, движением и музыкальными инструментами. По мнению О. Т. Леонтьевой, в Орф-педагогике, урок как таковой отсутствует, скорее это можно назвать «сеансом». Это драматургически организованный промежуток времени, подчиненный правилам актерской игры и сценического пространства. Это театр играющего актера, театр прикладной, учебный, театр без зрителей, но именно театр. Конечно, стоит понимать, что речь о «элементарном театре» который балансирует между обычной игрой «во что-то» и театрализованной игройпредставлением [7]. Получается, что «элементарная музыка» как бы ведет к сценической игре. Курс музыкального воспитания по системе К. Орфа завершается спектаклем. Учащийся в группах элементарного музицирования получает, в конечном счете, актерское воспитание. Музыкально-сценическая игра с ролями, танцевальный театр, сцены из сказок, диалоги-речитативы, ритмизированная речь – все это средства активного воспитания. Как известно, слух есть у каждого человека. Но если его не развивать, эта способность с годами угасает.
4
3. Звучащие жесты по системе К. Орфа Особое, очень важное внимание концепции Орфа уделяется музицированию с аккомпанементом «звучащих жестов». Звучащие жесты – это игры звуками своего тела: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопывание ногами, щелчки пальцами. Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как всегда находятся «под рукой». Благодаря тесной взаимосвязи речи, музыки и жестов на начальном этапе развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность. А в дальнейшем «появляется» не только чистота интонирования, но, главное, выразительность в пении детей. Слаженность трёх компонентов (речи, музыки и жестов) помогает развивать детские эмоции, позволяет повысить интересы ребёнка к занятиям, пробудить его мысль и фантазию. Звучащими жестами можно сопровождать исполнение несложных мелодий и попевок. Хлопки. Даже такой простой вид движений, как хлопки - требует некоторой сноровки. Хлопки могут быть разными, а от этого разными будут и звуки, произведенные ими. Хлопок горстью – ладони принимают форму чаши, между ними образуется полое пространство и звук получается глухим. Хлопок плоской ладонью, в разных местах ладони, по пальцам или запястью – каждый раз звук будет разным Возможны хлопки перед собой, а также за спиной, над головой, в ту или другую сторону. Следует перепробовать все возможные варианты. Это обостряет внимание детей к качеству звука и будет впоследствии хорошей основой для развития музыкальности. Шлепки. Под шлепками подразумевается упругий удар кистями рук по бедрам у колен. Шлепки дают новую звуковую окраску и могут применяться как сами по себе, так и чередуясь с хлопками и притопами. Шлепки можно выполнять как сидя, так и стоя. В последнем случае корпус, тем не менее, должен оставаться свободным и вместе с тем как бы «готовым к прыжку».
Показать больше