Фрагмент для ознакомления
2
Ситуационная задача (кейс-стади) № 2.
Анализ стиля управления фирмой
по концепции Ицхака Адизиса «генетический код менеджера»
Анализ сложившейся системы управления фирмы на базе концепции «генетический код менеджера» позволяет понять, какие функции в системе управления заданы полностью, а какие не представлены в системе управления фирмой.
Суть концепции Ицхака Адизиса – для того чтобы компания была эффективной, руководство должно правильно и своевременно выполнять четыре функции:
1) удовлетворять потребности рынка и клиентов (Р-provide);
2) гарантировать соблюдение установленных порядков (А-administrative);
3) поощрять предприимчивость (Е-enteprenurial);
4) создавать в компании атмосферу сотрудничества (I- integrate).
При этом необходимо понимать, что функции Р и А направлены и отражают краткосрочную результативность фирмы, а функции Е и I – обеспечивают долгосрочную эффективность фирмы (4).
Функции PAEI составляют «генетический код менеджмента» компании, и каждый этап ее жизненного цикла предопределяет, когда и каким функциям зарождаться, набирать силу или угасать, при этом в каждый конкретный момент жизненного цикла компании функции PAEI развиты неодинаково. Иногда их усилие или ослабление говорит о «болезни» компании, иногда просто об издержках роста.
Рассмотрим наиболее типичный набор генетического кода менеджеров фирм с точки зрения функциональной полноты и определим проблемы снижающие эффективность малого бизнеса.
1. Директор фирмы – наиболее распространѐнный генетический код «PAеi» и крайне редко «РАЕi».
Исключительная роль – «производитель результата» (код-Р) (1). Это целеустремленный, усердный, плодотворно трудится, нацелен на успех, координирует, контролирует и осуществляет надзор. Он же администратор, выполняет работу сам, всегда занят контролем исполнения. Уделяет внимание деталям, организует процесс производства, контролирует персонал в рамках установленных методов и процедур, анализирует достижения и планирует их, чтобы добиваться успеха (код-А).
Абсолютно предан бизнесу, осторожен, не торопится с нововведениями, но пристально их изучает. Оценивает людей по тому, насколько много они работают, ориентируясь на свой личный пример (код – Р). Как правило, день для директора бывает слишком коротким, так как у него всегда слишком много дел, на которые «не хватает времени», если есть свободное время, директор находит себе еще работу (код- Р). Принимая на работу новых сотрудников, выбирает людей подобных себе, тех, кто может сделать работу, независимо от наличия указаний (код-Р). Будучи крайне организованным, осторожным, консервативным, принимает решения, предварительно обдумав все детали (код - А).
Результативность (код-РА) и эффективность (код - ЕI) – это сложно совместимые задачи в бизнесе. Код-«Р» и код-«А» – это борьба формы и функции. Обеспечивая высокую эффективность, директор теряет в результативности и, обеспечивая результативность, организованность и порядок откладывает на потом.
Идеального сочетания формы и функции, результативности и эффективность, как правило, достичь не удается. К тому же, удовлетворение потребностей клиентов и занятие администрированием обеспечивает результативность и эффективность организации в краткосрочном аспекте.
Генетический код-«I», отвечающий за интеграцию с персоналом у руководителей фирм представлен маленькой буквой (код-«i»), то есть функция «управления персоналом» не является для них приятным процессом, они стараются избегать общения, передают эту функцию отделу по работе с персоналом. В связи с этим директора не являются лидером для коллектива, поскольку они боится своих сотрудников, а сотрудники боятся их. Директора не уделяют должного внимания личностной работе с персоналом, и как следствие, упускают возможность создать сплоченную команду. Подобное дистанционирование директоров фирм от персонала приводит к тому, что зачастую структурные подразделения фирм не понимают их требований, ожиданий, саботируя на определенном уровне их решения. Руководители испытывают сопротивление со стороны персонала в процессе реализации нововведений в фирме.
Задавая показатели на повышение продаж (код-Р), они не замечают нездоровую атмосферу в фирме. Например, назревает конфликт среди сотрудников, или уже существует конфликтная ситуация, генеральный директор не добивается от них согласия и компромисса, не объединяет их в команду, не обращая внимания на межличностные отношения сотрудников. Следовательно, функция (код- I) не выполняется.
Проведѐнный анализ показал, что директора, удовлетворяя потребности клиентов и занимаясь административной деятельностью, ориентированы на обеспечение краткосрочной результативности своих фирм, а долгосрочная эффективность для них не является приоритетной. Здесь нельзя однозначно утверждать, что это является отрицательным аспектом в стратегии управления бизнесом, поскольку для объективности оценки необходимо уточнить: Как долго фирма работает на рынке?
Принципиально важно понимание временной составляющей функционирования бизнеса, так как от этого зависит правильность поставленной оценки сложившейся системы управления бизнесом. В связи с этим важно понимать, что если фирма работает на рынке не более десяти лет, тогда стратегия, направленная на краткосрочную результативность бизнеса оправдана. Если фирма работает на рынке более десяти лет, и не занимается обеспечение долгосрочной эффективности бизнеса тогда можно говорить о проблемах в обеспечении дальнейшего функционирования бизнеса и в отрицании влияния на бизнес рыночных механизмов.
Следуя концепции И.Адизеса «генетический код менеджера» для обеспечения эффективности бизнеса директор должен иметь базовый генетический код-«I», поскольку именно этот код отвечает за интеграцию, объединение людей вокруг идеи организации бизнеса и достижения результата направленного на повышение их личного и коллективного благосостояния. После того, как персонал будет понимать свою роль в бизнес-процессах, свой личный интерес в бизнесе, только тогда руководитель может рассчитывать на долгосрочный успех выстраиваемого бизнеса. Поскольку в управлении бизнесом первостепенной задачей для руководителя является ответ на принципиальный вопрос «Для кого мы работаем? Кто наши клиенты? Почему мы существуем?» - это обеспечивает идентификацию (кода-I) отвечающего за интеграцию персонала вокруг идеи бизнеса.
Таким образом, базовый генетический код для директора фирмы должен быть «код-раEI» поскольку функция директора, его основная задача – это объединение людей вокруг новой идеи, а также способность повести коллектив за собой, только после этого начинается формирование стратегии, поиск новых идей (2, 3 и 4).
Показать больше