Фрагмент для ознакомления
2
инструменты с целью извлечения дохода. По сути дела, хедж-фонд — это закрытый клуб богатых инвесторов с минимальным порогом для вступления в диа-пазоне от 100 тыс. до 5 млн дол. Многие хедж-фонды зарегистрированы в офшорных зонах, что позволяет им избегать уплаты налогов .
Большое количество кредитов предоставляет также нашей стране Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Инвестиции Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в Россию в 2011 году выросли на 25% в годовом выражении и достигли 2,9 млрд евро против 2,3 млрд евро в 2010 году, сообщает банк. Прошлый год стал рекордным по размерам инвестиций ЕБРР в Россию. С 1991 года совокупный объем инвестиций банка в РФ превысил 20 млрд евро. Общий объем инвестиций ЕБРР в прошлом году достиг 9 млрд евро, доля России в них занимает 32%. Доля общих инвестиций банка в диверсифицированный бизнес в 2011 году составила 30%, на финансовый сектор пришлось 32% инвестиций, на энергетическую и инфраструктурную сферу — 38% всего объема капиталовложений.
В целом, Россия улучшила условия ведения бизнеса по 9 из 10 показателей, рассматриваемых в исследовании, и находится в числе 25 ведущих стран мира, улучшивших условия регулирования бизнеса. Тем не менее, впереди России в рейтинге по-прежнему находятся почти все хоть сколько-нибудь экономически развитые страны мира.
В этом году в Российской Федерации были упрощены следующие направления регулирования:
1. Исполнение контрактов: благодаря новой электронной системе подачи документов в арбитражные суды.
2. Передача прав собственности на недвижимость: благодаря устранению требования о получении кадастровых паспортов на земельные участки.
3. Импорт: благодаря сокращению числа документов, необходимых проведения операций по импорту и снижению уровня соответствующих расходов.
4. Подключение к электросетям: благодаря снижению почти в два раза стоимости подключения к источникам электпроснабжения.
Россия продолжает проводить реформы в различных областях, например, в таких как нормативно-правовое регулирование предпринимательства, упрощение процедуры получения разрешений на строительство, а также в области международной торговли.
По условиям ведения экспортно-импортных операций Россия ухудшила свои показатели на одну ступень и занимает в этой категории 162 место. Для того, чтобы оформить документы на получение импортного груза, предпринимателям требуется 36 дней, затраты, связанные с оформлением одного контейнера составляют 2920 долларов. Год назад это обходилось предпринимателям дешевле - в 1800 долларов.
Привлекательность российского розничного рынка в глазах иностранных инвесторов снижается . Россия в ее рейтинге наиболее перспективных стран для инвестиций в розничную торговлю (The 2012 Global Retail Development Index) опустилась на 26-е место , уступив Бразилии, Индии, Китаю, Грузии, а также Шри-Ланке, Ботсване и Панаме. В 2011 г. Россия впервые покинула первую десятку наиболее привлекательных для вложения в розницу стран, заняв 14-е место в рейтинге. Еще в 2009 г. российский рынок, по оценке A. T. Kearney, занимал вторую строчку.
Активизация российскими компаниями инвестиционной дея¬тельности за рубежом позволила России укрепить позиции по ряду важных показателей, характеризующих ее участие в международном инвестиционном процессе. Суммарные прямые инвестиции России за рубежом – в 362 млрд. долл., что соответственно в 14 и в 18 раз больше, чем на конец 2000 года. Это означает, что в первом десятилетии ХХI века приток и отток ПИИ увеличивался в России на порядок более высокими темпами, чем в группах развитых и развивающихся стран (их соответствующие показатели роста – в 2,3–2,4 раза и в 3,8–4,3 раза).
1.2. Инвестиционный климат в РФ
В период существования СССР стабильность политической ситуации в стране была наиболее привлекательной чертой для иностранного инвестора. Однако и тогда наблюдались дисбаланс и нестабильность в экономике. С утратой политический стабильности и распадом СССР создалась еще более сложная ситуация.
По привлечению иностранных инвестиций Россию опережают не только Казахстан, Польша, Чехия. По показателям инвестиционной привлекательности Россия в 2001 г. Заняла 32-е место, а вышеупомянутые страны находятся во втором десятке этого списка. Восточноевропейские страны в целом завершили в указанный период информационный этап формирования рыночных институтов, к чему Россия лишь приступила .
Такая ситуация многими исследователями связывается с непредсказуемостью государственной политики в отношении иностранных инвестиций. Неясно, какие цели привлечения капитала преследует государство, в какие сферы в первую очередь необходимы вложения, почему с рядом крупных проектов произошли неприятные истории, наконец, почему так запутан и усложнен административный режим и т.д.
Россия располагает факторами, которые привлекательны для иностранных инвесторов:
• огромный потребительский рынок, причем по многим товарам и услугам население лишь минимально ими обеспечено;
• наличие сравнительно дешевой и относительно квалифицированной рабочей силы;
• высокий научный потенциал и уровень образованности населения;
• высокая обеспеченность природными ресурсами и доступ к ним.
Наряду с этим существуют и серьезные негативные факторы для иностранных инвесторов. К ним относятся:
• недостаточная координация региональных рынков;
• плохо развитая транспортная сеть;
• наличие естественных монополий в энергетике, транспорте, связи, где цены и тарифы не отвечают требованиям эффективности экономики;
• наличие административных барьеров для инвесторов;
• отсутствие концепции экономического развития в условиях открытой рыночной экономики, что является наиболее важным фактором;
• осуществление инвестиционной деятельности вне связи с другими экономическими процессами.
Иностранные инвесторы отмечают ряд правовых факторов, которые мешают их работе на российском рынке. Основные трудности они связывают, прежде всего:
• с неадекватность и нестабильностью налогового законодательства;
• незащищенностью прав собственности;
• неясностью хозяйственного законодательства, его стабильностью.
Не меньше трудности у них вызывают:
• слабость контрактный отношений;
• несоблюдение обязательств со стороны государства и предпринимательских структур.
Успешной работе иностранных инвесторов мешает отсутствие надежной информации об инвестиционных потребностях российских предприятий, куда могли бы быть направлены инвестиции, что во многом объясняется слабостью развития консультативных, информационных услуг.
В 2000 г. отраслевая структура иностранных инвестиций улучшилась, возросли почти в два раза инвестиции в отрасли машиностроения и металлообработки, но доля их составила лишь 5% от всех поступлений. В последующие годы эта доля не изменилась.
Такое распределение иностранных инвестиций лишь усугубляет сырьевую зависимость нашей экономики, не способствует ее реструктуризации. Для изменения ситуации нужно кардинальное изменение российской инвестиционной политики.
Отсутствие в России стабильной и скоординированной политики в отношении иностранных инвестиций можно проиллюстрировать следующими примерами.
В первый период после допуска в страну иностранного капитала 1987-1990 гг. декларируемые государством цели в основном совпадали с его реальной политикой в тот период. Совместным предприятиям (в тот период единственно возможная форма участия иностранных инвесторов) предоставлялись особые условия деятельности в обстановке действовавшей плановой экономики, которые были весьма привлекательными, а именно – совместные предприятия освобождались от уплаты налогов на прибыли в течение первых двух лет с момента объявления первой прибыли, имели право осуществления самостоятельных внешнеторговых операций, самостоятельно устанавливали размеры и формы оплаты труда, самостоятельно планировали и осуществляли свою деятельность без вмешательства государственных органов, продавали и покупали товары по договорным (а не плановым) ценам и т.д.
В этот же период постепенно формировался инвестиционный климат, сопоставимый с климатом других стран, принимающих капитал. Однако процедура создания совместных предприятий, необходимость получать многочисленные разрешения (до 20 инстанций), условия плановой экономики во многом препятствовали их созданию, несмотря на постепенно складывающийся благоприятный климат.
В период с 1991 по 1995 г. произошли серьезные изменения в российском законодательстве. В июле 1991 г. был принят первый Закон об иностранных инвестициях в РСФСР. Предприятия с иностранными инвестициями (доля которых могла достигать и 100%) создавались теперь в тех же правовых формах и на основе тех же правовых форм, что и прочие хозяйствующие субъекты, им стал предоставляться национальный режим, который оказался малопривлекательным по сравнению с особыми условиями их деятельности до этого.
Освобождение предприятий с иностранным участием от налогов сроком на два года, установленное ранее, было отменено в начале 1992 г. Правда, в конце 1992 г. двухлетние «налоговые каникулы» были восстановлены, но лишь для предприятий с иностранным участием, зарегистрированных до 1 января 1992 г.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
I. Законодательные и нормативные акты
1. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 437 (ред. от 03.11.2011) «О Министерстве экономического развития Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. - №24. - Ст. 2867.
2. Приказ ФСФР РФ от 18.03.2008 № 08-12/пз-н (ред. от 21.01.2011) «Об утверждении Положения о порядке признания лиц классифицированными инвесторами». // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2008. - №19.
3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 2001 г. № 56/589 «Ответственность государств за международно-противоправные деяния».
4. Указ Президента РФ от 17.10.2008 N 1489 (ред. от 18.10.2011) «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - №42. - Cт. 4789.
II. Монографии, учебники, учебные пособия
1. Антипова О.Ю. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (анализ теоретических и практических проблем) / О.Ю. Антипова // Волтерс Клувер. - М. - 2007.
2. Вознесенская Н.Н. Правовое регулирование и защита иностранных инвестиций в России: монография / Н.Н. Вознесенская. – М. : Волтерс Клувер, 2011. – 312 с.
3. Витрянский В.В. Договор аренды и его виды / В.В. Витрянский. - М. - 1999.
4. Вознесенская Н.Н. Правовое регулирование и защита иностранных инвестиций в России / Н.Н. Вознесенская. – М.: Волтерс Клувер. – 2011.
5. Глазьев С.Ю. Экономика и политика: эпизоды борьбы / С.Ю. Глазьев. - М. - 1994.
6. Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П. Финансовое право / Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. - М. - 2010.
7. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Т. Государство и регулирование инвестиций / Н.Г. Доронина, Н.Т. Семилютина. - М. - 2003.
8. Жилинский С.Э. Предпринимательское право / С.Э. Жилинский. - М. - 2006.
9. Иванов Г.И. Инвестиции: сущность, виды, механизмы функционирования / Г.И. Иванов. -2002.
10. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. Иностранные инвестиции : учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. – 2-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2011. – 272 с.
11. Иоффе О.С. Обязательственное право / О.С. Иоффе. - М. - 1975.
12. Подшиваленко Г.П. Инвестиции: учебник, кол. авторов под ред. Г. П. Подшиваленко, - М.: Кнорус, - 2011.
13. Подшиваленко Г.П. Иностранные инвестиции. Курс лекций / Г.П. Пошиваленко. – М. : КНОРУС, 2010. – 118 с.
14. Карасева М.В. Финансовое правоотношение / Карасева М.В. - М. - 2001.
15. Лабин Д.К. Международное право по защите и поощрению иностранных инвестиций / Д.К. Лабин. - М.: Волтерс Клувер. - 2008.
16. Лопатников Л.И. Краткий экономико-математический словарь / Л.И. Лопатников. - М. -1979.
17. Массе П. Критерии и методы оптимального определения капиталовложений / П. Массе. - М. - 1971.
18. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. - М. - 2001.
19. Орлова Е.Р. Инвестиции. Курс лекций / Е.Р. Орлова. - М. - 2001.
20. Рукавишникова И.В. Метод финансового права / И.В. Рукавишникова. - М. - 2001.
21. Матузова Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций / Н.И. Матузова, А.В. Мальков. - М. - 2001.
22. Фархутдинов И.З., Трапезников В.А, Инвестиционное право: учеб.-практ. Пособие / И.З. Фархутдинов., В.А. Трапезников. - М.: Волтерс Клувер. - 2006.
23. Ашмарина Е.М., Шохин С.О. Финансовое право: учебник, кол. авт. / Е.М. Ашмарина, С.О. Шохин. - М. - 2011.
24. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж., Инвестиции: пер. с англ. / У. Шарп, Г. Александер, Дж. Бейли. - М.: ИНФРА-М. - 1999.
25. Щербинин С.С. Комментарий к закону Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений (постатейный) / С.С. Щербинин. - М. - 2010.
III. Интернет-ресурсы
1. Консультант Плюс, 2012. - http://www.consultant.ru
2. Гарант, 2012. - https://www.garant.ru
3. Международные инвестиционные проекты, 2012. - http://www.iip.ru
4. Консалтинговая компания http://www.atkearney.com/