Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Философия решает многие важные вопросы, которые имеют отношение к сущности того или иного общества, взаимодействия его сфер и социальных институтов. Философия играет важную роль в историческом процессе. С этими процессами сталкиваются и другие науки, такие, как экономика, социология, политология, социальная психология и пр. Проблемы философии всегда представляют собой постоянный поиск того, что является социокультурной эпохой. Философия ищет ответы на вопросы отношения человека к миру в данную эпоху, чем живет человек, чем он дышит и что переживает. Если рассматривать рубеж XIX–XX вв., то в русской культуре наблюдается Серебряный век, религиозно-философский Ренессанс. Прежде всего, русская религиозно-философские мировоззрения основывались на идеях В. С. Соловьева. Также можно выделить и точку зрения философа В. В. Розанова (1856-1919). Розанов рассматривает кризис христианства в том, что оно не находит точек соприкосновения с жизнью. Христианство предлагает человеку другой, далекий человеку мир. Христианский аскетизм не пересекается с чувствами обычной плотской любви, радостями материнства. Также Розанов говорит о религиозном обновлении – начале обновления социального. Главная роль здесь отводится славянскому народу, который не истратил своей истории. Также ярким представителем философии того времени является Н. Я. Бердяев (1874-1948), который говорит о «познании смысла бытия через субъект». Субъектом является человек. Бердяев говорит о превосходстве свободы на бытием. Свобода тождественна творчеству, личности, духу, Богу. Бытие представляет собой микрокосмос, который является подобием Бога, а значит оно не имеет границ и обладаем творческим началом . Божественность характеризует бесконечность, конечность характеризует природу человека. Бог – не природная сила, а истина мира. Человек без Бога – самодостаточен. Без Бога нет высшей правды и цели.
Что необходимо для социального переустройства? Прежде всего, говорит Бердяев, важно духовное возрождение. Это так называемая «Русская идея» (пересекается с идеями Соловьева). Специфика русской идеи – религиозный мессианизм, который характерен для всего социума. Специфика «русской идеи» состоит в проведении царства Бога на земле. Идеи Бердяева также поддерживались Л. И. Шестовым, А. И. Ильиным, П. С. Мережковским.
Целью данной работы является рассмотрение основных течений в философской мысли России XIX-XX вв.Задачи:
1) Рассмотрение «русской идеи» В. Соловьева.
2) Описание русского экзистенциализма в идеях Н. Бердяева, Л. Шестова, Ф. Достоевского.
3) Изучение идей Л. Н. Гумилева.
1 «Русская идея» В.С. Соловьева и принцип Всеединства
Рассмотрим принцип всеединства и его особенности. Корни данного принципа уходят в античность и Возрождение. Если же рассматривать эту идею в России, то ее развитием и возрождением занялся В. С. Соловьев (1853-1900).
Рассматриваемый философ является крупнейшим и авторитетными русским, христианским и религиозным философом. В. С. Соловьев также является основоположником всеединства и цельности знаний. Можно сказать, что имя данного философа связывается со всей религиозной философской русской традицией.
Рассмотрим особенности критики позитивизма в философии В. С. Соловьева. Философ говорит о том, что философия как отвлеченное и теоретическое знание прекратила уже свое существование и не имеет в таком ракурсе смысла. А осмысление философия приобретает только тогда, когда ей удается отрешиться от своей теоретичности и объединиться с основными стихиями жизни.
Философия призвана служить божественному, материальному началам. Человек, по мнению Соловьева, может быть свободен только в синтезе с истинно сущим, или в истинной религии.
Предмет философии по Соловьеву – истинное знание, которое объединяет теологию, философию .
Цель философии по Соловьеву – решение содействования в сфере знания смещению центра человеческого существования из его земного бытия в абсолютный мир, полный трансценденции.
Соловьев классифицирует явления на мистические, которые являются наиболее важными, потом психические и физические. Последние являются наиболее поверхностными и несамостоятельными.
Соловьев пытается вычленить божественное начало во всех явлениях духа и материи.
Сама философская система Соловьева носит название «философии всеединства». Последняя является сложной по структуре и содержанию. Элементами философии всеединства являются:
1) Принцип всеединства;
2) Учение о цельном знании;
3) Учение о Софии;
4) Учение о Богочеловеке («Чтение о Богочеловечестве»);
5) Идея соборности («Будущность теократии»).
Метафизика единства формировалась по схеме истории развития мирового духа, как тео-космо-исторический процесс. Соловьев не обращается к западным воззрениям секуляризма. Философ стремится сформировать философию жизни, а не философию школы. Но, так или иначе, в систему Соловьева входят метафизика, онтология, гносеология, этика и эстетика.
Принцип всеединства Соловьева гласит, что «все существует во всем». Сущность представляет идею сущего, так как сущее определяет бытие.
Основываясь на идеях Гегеля, Соловьев выстраивает общую картину мира, используя такие понятия, как «сущее», «бытие», «сущность», «абсолютное», «логос», «идея». Соловьев связывает понятия духа, ума, души, воли, представления, чувства, блага, истины и красоты.
Соловьев хотел синтезировать выше названные понятия и термины, но успел лишь выйти один том этих воззрений – «Оправдание добра».
Соловьев не ограничивался теорией, согласно которой познание человека находится в пределах чувственного опыта и внешних явлений. Философ предлагал рассматривать внешние явления в их взаимосвязи с другими явлениями. Помочь этому может только мышление, которое аргументирует разумность вещей. Каждая вещь может познаться лишь в ее отношении к целому . Последнее – не как неопределенная множественность вещей, а как всеединство. Вещи, их смысл может быть познан при помощи только разума познающего субъекта
Истину, чтобы ее познать, нужно обратиться внутрь самого познающего субъекта. База истины – не природа вещей и явлений, а именно разум человеческий.
Но разум – это только форма истины. Отвлеченный рационализм не может познать истину. Значит, разум обладает свойством несостоятельности? Значит, считает Соловьев, разум не может ответа на вопрос: как мышление человека может ответить на вопрос о существовании этого мира.
И рационализм, и эмпиризм приходят к одному и тому же результату – последний предполагает существование только одних внешний явлений без чего-либо; рационализм находится в рамках чистого мышления. Субъект не может преодолеть субъективизма к объекту в мышлении. Человек не может познать объект как реально существующий. Значит, ни мышление, на эмпирика не могут привести человека к познанию истины, то есть сущего. И тут Соловьев приходит к трем понятиям: «сущее», «единое», «все» - эти термины и определяют истину.
Итак, мы можем сделать вывод, что истина – это сущее, всеединое. Истина характеризуется конкретностью, которая содержится в ней самой.
Истина для философа представляет собой абсолютную ценность, которая принадлежит всеединству, а не суждениям личности. Если человек познает истину, то он выступит за границы субъективного мышления и перейдет в сферу существующего единства – абсолюта. Это возможно лишь во взаимосвязи безусловно реального и безусловно всеобщего. Взятые отдельно они бесмысленны и не понятны истине. И приобретают они значение только при помощи религиозного принципа.
Опыт и мышление характеризуются относительностью, так как являются следствием взаимосвязи с внешними объектами. Но если опыт и
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Алексеев П. В. Философия. - Москва: Проспект, 2017 - 588 с.
2) Бельская Е. Ю. История и философия науки (Философия науки). - Москва: Альфа-М: ИНФРА-М , 2018 - 335 с.
3) Бердяев Н.А., Русская идея / О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. – М.: Наука, 1990
4) Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли, М.: Айрис-пресс, 2004. 557 с
5) Емельянов Б. В. Русская философия в портретах - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017 - 512 с.
6) Канке В. А. Философия: исторический и систематический курс. – М: Логос, 2017.
7) Кармин А. С. Философия. - Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород - Воронеж: Питер, 2017 - 558 с.
8) Катаева О. В. Философия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017 - 380 с.
9) Кассирер Э., Философия Просвещения - М.: РОССПЭН , 2017 - 399 с.
10) Лосский Н.О, Достоевский и его христианское миропонимание / Н.О. Бог и мировое зло. – М.:Республика, 1994
11) Трифонов В.Г., Караханян А.С. Динамика Земли и развитие общества. М.: ОГИ, 2008.
12) Шестов Л., Киркегард и экзистенциальная философия. - М.: «Прогресс» - «Гнозис», 1992,
13) Kaufmann W., Existentialism from Dostoevsky to Sartre (New York: Meridian, 1956), p. 14.