Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь человека состоит из множества частей и способов жизнедеятельности. Важнейшей частью жизни человека является общение. Человек общается со всем, что его окружает, это: природа, окружающий мир, обстоятельства, люди, животные. Каждый день человек выполняет множество коммуникативных функций, используя вербальные и невербальные формы коммуникаций.
Данная контрольная работа на тему «Невербальная форма коммуникации: характеристика основных невербальных языков» основана на изучении литературы и содержит в себе теоретическую информацию по заданной теме. Изучив подробно список литературы, прочитав книги по данной теме, могу выделить основные источники литературы, опираясь на которые могу рассуждать по заданной теме. Итак, монография «невербальные коммуникации» Кнапп М.Л. дает самое четкое понимание, что же такое невербальная форма коммуникации, раскрывая перед читателем особый мир невербального общения, окружающего нас всегда и везде.[2] Кстати, необходимо отметить, что в современном мире мы испытываем глубокий недостаток общения, как вербального, так и невербального. Это, прежде всего связано с тем, что нас поглотили социальные сети, мы воспринимаем и передаем информацию в виде коротких сообщений, обязательно подкрепленных картинкой, отражающей наше настроение. В качестве картинок мы используем смайлики, и собеседник сразу понимает, с каким эмоциональным окрасом мы подали то или иное сообщение. Мы испытываем коммуникативный голод. Некоторые из исследователей, к примеру, Е. А. Тинякова, считают, что современному времени характерно наличие сокращений коммуникативного лингвистического пространства, которое происходит с целью регулировки перегруженного информационного потока.[12] Сокращение использования языка дают возможность наряду с ним использовать другие феномены культуры. Именно этим, и принято объяснять само активное включение дополнительных средств коммуникативный процесс, насыщающих его невербальными средствами общения, при этом, не прослеживается искажение его смысла. Продолжая мысль культуролога, стоит отметить, что она действительно имеет место быть. При смутном ощущении смысла какого-либо социального взаимодействия, опираясь на основы невербального проявления оппонента, люди, все же полностью не доверяют им, непременно требуя обязательного вербального подтверждения. В связи с достаточно большим развитием языка и его словарного состава, в ряде случаев мы не можем полагаться на него, например, в тех случаях, когда ожидается простейший ответ типа «да» или «нет».
В настоящее время, коммуникативное значение текста подвергается все большему сомнению, например, один из знаменитых британских публицистов, С. Н. Паркинсон, написавший всемирно известные одноименные «Законы», разоблачающие и обличающие многие житейские стереотипы и заблуждения обыденного мышления, при ответе на вопрос «Зачем мы жестикулируем?» - выдвинул предложение, что необходимо понаблюдать за людьми, которые говорят по телефону и подметить чем сопровождается их разговор. В процессе наблюдения подметили один достаточно интересный факт - лицо говорящего постоянно менялось, то выражалась озабоченность, то восторг.[3] В зависимости от информации, передаваемой звонящим, он, то взмахивал рукой при выражении эмоционального текста, то безнадежно при выражении некоторого сожаления, сопутствующего сообщению. Его палец указывал то в одну, то в другую сторону. Таким образом жесты, были адресованы непосредственно предмету, находящемуся в руках человека – телефону, что является прямым доказательством того, что в данном случае они больше являются самоцелью, нежели чем то иным. Все внимание сосредоточено на самом себе, а усиленная жестикуляция свидетельствует лишь о полном отсутствии воображения» Ну что, интересно, попробую и я провести опыт, и понаблюдаю за своей семьей, а именно, посмотрю, на проявления невербального общения в процессе телефонного разговора. Результат меня удивил, действительно, говорящий по телефону человек, как бы представляет собеседника рядом и пытается донести информацию более ярко, красочно и продуктивно.
Не менее знаменитый исследователь в коммуникативной области, Паркинсон, считает, что жесты составляют пережиток прошлого и свидетельствуют об отсутствие у определенных личностей способностей к воображению и умений речевого общения. Он считает, что молодых людей нужно отучать от жестикуляции как проявления умственной лени: «Мы гримасничаем и жестикулируем не потому, что язык не предоставляет нам достаточно возможностей, но потому, что нам не удалось освоить все, что он дает».[5] Отдавая дань метким наблюдениям и сатирическим высказываниям этого автора, все-таки отметим, что есть и другие точки зрения на проблему «целесообразности» жестов. Мир невербального общения глубок и интересен, к подробному изучению и приступим.
1. НЕВЕРБАЛЬНАЯ ФОРМА КОММУНИКАЦИИ
1.1 Понятие и происхождение невербального общения
Приступив к изучению темы «Невербальная форма коммуникации: характеристика основных невербальных языков», на первоначальном этапе, следует определить понятие коммуникации и изучить происхождение невербального общения. Итак, что же такое коммуникация. Коммуникацию можно отнести к определенному типу активного взаимодействия между объектами любой природы, которая предусматривает обмен определенного рода информацией. В связи с тем, что все индивидуальные действия осуществляются в условиях прямых и косвенных отношений с другими людьми, то одновременно с физическим аспектом, оно будет включать в свой состав еще и коммуникативный. Соответственно, действия, которые будут ориентированы на смысловое восприятие их другими людьми, будут называться - коммуникативными. Таким образом, коммуникация означает «делать общим» – это смысловой аспект социального взаимодействия.
В процессе коммуникации, партнеры, как правило, обмениваются мнениями, идеями, обсуждают проблемы и точками зрения, то есть происходит обмен информацией.[7]
Каждый человек, знает, что самое главное в процессе коммуникаций не то что говорят, а то, как этот процесс происходит. И тогда сам процесс общения превращается в науку, интересную и многогранную. Безусловно данный процесс нельзя называть только лишь передачей информации. Во время его протекания могут быть осуществлены и другие не менее важные функции, такие как:
- регулятивная, включающая в себя статусную или управленческую;
- эмоционально-аффективная, предусматривающую процесс обмена чувствами, эмоциями;
- фактическую, которая, как правило, направлена на непосредственное установление контакта.
К примеру, в процессе коммуникации, при ответе на вопрос: «что сообщается?», приоритетом пользуется именно вербальная информация, то ответы, касаемо большинства других вопросов, зачастую отображают именно невербальные средства коммуникации.[4] В связи с этим, одним из существенных оснований, дающим право классифицировать коммуникацию – это разделение ее на различные средства: речевые - письменная и устная речь и невербальные, к которым относятся паралингвистика - жест, мимика, мелодия, а также вещественно-знаковая коммуникация- продукты производства, изобразительного искусства.
Ознакомившись конкретней с тематикой, я смело могу сделать следующий вывод: под невербальной коммуникацией стоит понимать своеобразный процесс обмена значимой информацией, которую просто нельзя выразить с помощью обычных слов. Не смотря на то, что большинство собственных невербальных проявлений, как правило, достаточно слабо осознаются самими участниками коммуникативного процесса, в связи с чем, остаются в сфере бессознательного сознания и не всегда могут поддаваться контролю, но, что касаемо чужих, то их восприятие представляется достаточно легким и легко поддается расшифровке посланного значения.
Таким образом, информация переданная невербальным способом способна усилить значение, что в свою очередь, позволит более точно и полно понять сказанное, и что еще важнее – позволит сделать ее более красочной и информативной, по сравнению с конкретным вербальным сообщением.[8]
Хотелось бы немного остановиться на рассуждениях. Каждый человек, не задумываясь, обладает огромным спектром невербальных форм коммуникации, и практикует их ежедневно. Даже сейчас, находясь за рабочим столом, изучая тему, я испытываю значительное количество эмоций и глядя в зеркало, можно наблюдать мое состояние и настроение.
Показать больше