Фрагмент для ознакомления
2
идеального состояния поведенческой модели [15].
Менеджмент по управлению информацией может использовать различные формы манипулирования - психологическое, социальное, семантическое. Применение этих форм оправдано данными социальной психологии, согласно которым в человеческом обществе только 15-25 % людей критически усваивают информацию, 75 % обладают повышенной внушаемостью .
Сильнее всего воздействует на адресата антикризисных связей с общественностью семантическое манипулирование. Оно строится путем тщательного отбора и путем специальной компоновки понятий, вызывающих позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации Так как этот метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений [6].
Таким образом, основная задача служб по связям с общественностью в органах государственной власти в Пензенском регионе является управление общественным мнением, которое должно стимулировать социально-политическое, социально-экономическое и социально-демографическое развитие субъекта Федерации. Управление общественным мнением традиционно входит в структуру государственной информационной политики и должно быть направлено на совершенствование имиджа власти среди населения области. Современные PR- технологии являются элементом социальных, или лучше сказать, социально-коммуникативных технологий, основанных на технологическом форсайте, прогнозах развития региона. Семиотической основой формирования PR-технологий является оценочная деятельность, ментальная антикризисная коммуникация, основанная на нормах, ценностях, социальных архетипах населения.
1.3 Креативные технологии как инструмент формирования общественного мнения в электоральном процессе
Креативность – это способность индивида к творческому решению какихлибо проблем, а также новому, не стандартному подходу к их преодолению.
Данное качество высоко ценится во всех сферах деятельности (например, в бизнесе, науке, культуре, политике). В процессе перехода от индустриального к информационному обществу серьезно возросла роль рекламы, которая, создавая виртуальные образы, продвигает их в среду потребления посредством распространения символической информации [1, с. 80]. В рекламе, в том числе и политического характера, креативные технологии занимают особое место.
Креативность рекламной деятельности выступает инструментом формирования социальной реальности, поскольку предмет рекламирования обретает дополнительную смысловую нагрузку и превращается в идентификационный смысл принадлежности к определенному типу поведения или установок [1, с. 81]. Способность к креативу помогает создавать яркие, запоминающиеся образы в политической рекламе. Российский социолог А. В. Карягина выделяет следующие критерии креативности в рекламной деятельности: «новаторский характер или способ реализации и продвижения идеи; оригинальность предложенной концепции; гибкость идеи, позволяющая ей трансформироваться в творческом процессе; логичность, доступность и адекватность для
восприятия; полезность и эмоциональная привлекательность, имеющая побудительное воздействие и т. д.» [1, с. 81]. Эффективность от использования креативной рекламы можно оценить по достижению планируемого результата –
чем меньше будут временные и материальные затраты, тем выше ее эффективность.
Безусловно, использование креативной рекламы и иных технологий в политическом процессе в первую очередь не должно противоречить действующему законодательству. В Российской Федерации политические процессы регламентируются Конституцией РФ [2], Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [9], иными федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами о выборах, принимаемыми в РФ.
Креативные технологии активно используются как в зарубежном политическом процессе, так и в российском. В качестве примера можно привести креативные технологии, используемые в западных странах, описанные политологом Е. Н. Минченко [3, с. 107]: - использование микротаргетинга и технологий привода избирателей на участки для голосования (GOTV – get out the vote), широко распространено в США, однако применение этой технологии затруднено в большинстве стран Европы из-за законодательных ограничений в сфере персональных данных;
- использование вирусной рекламы и провокационного событийного
менеджмента;
- технология buzz-making (создание информационной волны). Суть
данной технологии заключается в том, что лидеры общественного мнения (политики, значимые эксперты) запускают трендовые идеи в Twitter, а затем эти идеи распространяются в социальной сети Facebook, после чего их копируют и тиражируют интернет-СМИ, газеты, радио и телевидение [3, стр. 107].
В России и странах СНГ также активно используются креативные технологии в избирательном процессе. Так, на недавно состоявшихся выборах
президента Украины, кандидат В. Зеленский, ставший лидером по итогам первого тура выборов, и впоследствии одержавший безоговорочную победу во втором туре, использовал в ходе кампании баннеры с фразой «И это я» (I це я!), размещенные возле баннеров кандидатов конкурентов.
В России в качестве примера использования креативных технологий,способствующих формированию общественного мнения в электоральном процессе, можно привести распространение вирусных видеороликов, призывавших прийти на выборы Президента Российской Федерации 18 марта 2018 г. В одном из видеороликов, распространившемся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также рассылаемом по принципу «снежного кома» в мессенджерах Viber и WhatsApp, в комичной форме высмеивались возможные негативные последствия неучастия в выборах.
Следует отметить, что для привлечения молодежи активно привлекались популярные видеоблогеры, снявшие музыкальные видеоклипы, призывавшие прийти на выборы [6]. Данный способ нельзя назвать однозначно успешным, поскольку часть целевой аудитории привлеченных видеоблогеров оказалась достаточно аполитична, и размещенные видеоролики набрали большое количество негативных оценок («дизлайков») и критических комментариев.
Отдельного внимания заслуживают такие инструменты формирования общественного мнения в электоральном процессе, как видеохостинг «YouTube» и набирающие популярность Телеграм-каналы. Одной из главных причин популярности видеохостинга «YouTube» является более широкие возможности для пользователей, в сравнении с телевидением. В частности, пользователи могут оценить ролик посредством функции «like» и «dislike», могут оставить комментарий под видео, подписаться на автора канала. Также видеохостинг самостоятельно подбирает и рекомендует для зрителя видеоролики на основе анализа уже просмотренных зрителем видеороликов. Помимо этого, рост популярности видеохостинга связан с массовым распространением мобильных устройств (смартфоны, планшеты) и повышением доступности высокоскоростного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
«Интернет».
Популярность Телеграм-каналов обусловлена несколькими факторами: возможностью оперативно получать информацию, удобством и интуитивно понятным интерфейсом мессенджера Телеграм, а также получившим широкий общественный резонанс в СМИ запретом и блокировкой Роскомнадзором данного мессенджера.
Поиск новых креативных способов формирования общественного мнения в электоральном процессе также связан с тем, что «…в настоящее время «желтые СМИ» стали инструментом формирования слухов, во многом перегнав по значимости прежние источники устной недостоверной информации.
Показать больше