Фрагмент для ознакомления
2
Однако, в связи со сложившейся ситуацией в стране и мире, возникает своевременная необходимость пересмотра федерального бюджета, путем корректировки основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в РФ на период 2020 – 2021 годов, в условиях режима повышенной готовности (COVID-19).
Целью работы является провести анализ основных направлений бюджетной политики Российской Федерации на 2020-2021 гг.
Для достижения поставленной цели, решим следующие задачи.
– исследуем статистические данные бюджетного процесса 2018-2019 гг. и планового 2020-2021 гг.;
– рассмотрим модель основных направлений бюджетной политики на 2020-2021 гг. в условиях режима повышенной готовности (COVID-19).
Информационной базой исследования послужили: Бюджетный кодекс РФ, Постановление Правительства РФ от 2.04.2020 года №409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», работы таких авторов как: М.А.Абрамова, А.А. Бабуров, С.Е. Дубова, О.В. Захарова, Т.З. Дохнадзе, И.С. Букина, Л.Н. Лыкова и др.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 2019-2021 ГГ.
1.1. Статистические данные бюджетного процесса 2018-2019 гг. и планового 2020-2021 гг.
Федеральный бюджет – это главный финансовый план государства, который утверждается Федеральным собранием, в виде закона. Бюджетный процесс – регулирующая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ)[1].
Бюджетный процесс включает в себя четыре стадии бюджетной деятельности:
– составление проектов бюджетов;
– рассмотрение и утверждение бюджетов;
– исполнение бюджетов;
– составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение[4, с. 163].
Согласно документу «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 – 2021 годов» (утв. Минфином России), доходы Федерального бюджета представляются следующим образом (таблица 1)[4, с. 164].
Таблица 1
Доходы федерального бюджета, млрд. руб.
Показатель 2018
2019 2020
2021
ДОХОДЫ, ВСЕГО 187475 19969,30 20218,60 20978,00
%% ВВП 18,5 18,9 18,3 17,7
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ 8714,30 8298,20 7936,30 8018,20
%% ВВП 8,6 7,8 7,2 6,8
из них:
Продолжение таблицы 1
Показатель 2018
2019 2020
2021
завершение налогового маневра в нефтегазовой отрасли и введение НДД -93,2 174,8 371,6
Базовые нефтегазовые доходы 4699,40 4929,10 5159,30 5386,20
завершение налогового маневра в нефтегазовой отрасли и введение НДД -1,3 54,9 108,7
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ 10033,20 11671,10 12282,30 12959,80
%% ВВП 9,9 11 11,1 10,9
Связанные с внутренним производством 5188,20 5916,30 6216,40 6577,90
НДС на товары, реализуемые на территории Российской Федерации, в т.ч: 3446,50 3986,40 4279,30 4609,40
повышение ставки НДС с 18% до 20% 256,9 359,8 387,5
Акцизы на производимые товары, в т.ч.: 845,2 969,6 959,1 948,8
повышение норматива зачисления акцизов на крепкий алкоголь в бюджеты субъектов РФ -59 -62,1 -65,6
поэтапная передача акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации **> -57 95,6
Налог на прибыль 896,5 960,3 978 1019,70
Связанные с импортом 3151,80 3667,50 3916,90 4204,60
НДС на ввозимые товары в т.ч.: 2432,70 2913,30 3115,90 3348,70
повышение ставки НДС с 18% до 20%
268,5 287,1 308,6
Акцизы на ввозимые товары
95,7 98,7 106,3 111,9
Ввозные таможенные пошлины
623,4 655,5 694,7 744
Прочие доходы
1693,20 2087,30 2149,00 2177,30
Проведем оценку показателей налоговых поступлений в период с 2018- 2019 и на плановый период 2020 - 2021 годов в разрезе каждого вида налога. Налог на прибыль организаций
На основе прогнозных значений (таблица 2) построим график (рисунок 1.1).
Таблица 2
Налог на прибыль организации, млрд. руб.
2018 2019 2020 2021
Налог на прибыль 896,5 960,3 978 1019,7
Рисунок1.1 – Показатели налога на прибыль
Согласно приведенных прогнозных значений (таблица 2 и рисунок 1.1.),видно, что поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет
РФ в 2019 году составил 960,3 млрд. рублей, что на 7,12% больше, чем в 2018году. А в 2020 - 2021годах, поступление налога на прибыль планируетсяувеличить на 1,84% и 6,19% соответственно.
До 2019 года ставка НДС составляла 18%. Закон, повышающий ставку налога на добавленную стоимость (НДС) c 18% до 20%, вступил в силу с 1 января 2019 года в России. Одновременно документ сохраняет все действующие льготные ставки по этому налогу, которые установлены на уровне 10 или 0 процентов.
1. НДС на товары реализуемые на территории РФ
На основе плановых данных (таблица 3), построим графики (рисунок 1.2, рисунок 1.3).
Таблица 3
Налог на добавленную стоимость
2018 2019 2020 2021
НДС на товары, реализуемые на территории Российской Федерации, в т.ч: 3446,5 3986,4 4279,3 4609,4
повышение ставки НДС с 18% до 20% 256,9 359,6 387,5
Рисунок 1.2 – Показатели НДС на товары реализуемые на территории РФ
Налог на добавленную стоимость (НДС) – это косвенный налог на прибавочную (добавленную) стоимость, возникающую в процессе создания товаров, работ, услуг. Налог уплачивается после продажи произведенной продукции (выполнения работ, оказания услуг) или после получения предварительной оплаты от покупателя.
Согласно приведенных прогнозных значений (таблица 3 и рисунок 1.2) видно, что поступления НДС на товары реализуемые на территории РФ с каждым годом имеют тенденцию к увеличению.
Показать больше