Фрагмент для ознакомления
2
Следует отметить, что особенностью сельского хозяйства в субъектах СКФО является и то, что «оно сосредоточено в личных подсобных хозяйствах населения, доля которых составляет от 68 до 80%. Так, в СКФО имеется 62 племенных завода,189 племенных хозяйств, 117 племенных репродукторов и 10 генофондных хозяйств, развиваются все отрасли животноводства.
5.3 Сравнительная характеристика двух округов
АПК Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов заметно отличаются. Так в первом ведущая роль отводится земледелию, во втором — животноводству. Из-за различий природно-климатических условиях отличаются и возделываемые культуры: в ДФО — основная культура соя, также пшеница, рис, ячмень; в СКФО — пшеница, кукуруза, гречиха, подсолнечники, табак, сахарная свекла. Северо-Кавказский округ специализируется на овцеводстве, а Дальневосточный — оленеводстве.
ГЛАВА 6. ТРАНСПОРТ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
6.1 Дальневосточный федеральный округ
Огромные пространства и слабая заселенность Дальнего Востока определяют важное значение транспорта. В округе практически отсутствует надежное автомобильное сообщение с другими районами России, слабы внутренние связи между отдельными субъектами.
Автомобильный транспорт обеспечивает перевозки на се¬веро-востоке между портами Охотского и Берингова морей и промышленными центрами в глубине материка (в Якутии, в Ма¬гаданской области). Но дорог очень мало, часто это сезонные до¬роги-зимники. Имеются автомагистрали, но их немного: Невер – Алдан – Якутск, Якутск – Магадан; Хабаровск – Владивосток, Хабаровск – Биробиджан, Колымский танкс и др.
Существенное значение имеет железнодорожный транспорт. Особенно велика роль Транссибирской магистрали и не только для района, но и для всей России. Она играет важнейшую транзитную роль, обеспечивая перевозки из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в европейские страны. На долю железнодорожного транспорта приходится до 80% перевозимых грузов. От Транссиба отходит ряд ответвлений: одно из них от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани. Второй выход на Тихоокеанское побережье район получил с постройкой БАМа, от которого отходит Малый БАМ: Тында – Беркакит – Томмот – Якутск.
Исключительно велико значение для Дальнего Востока морского транспорта. На побережье созданы крупные порты: Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Находка, Советская Гавань, порт Восточный, Владивосток. Этот вид транспорта играет ключевую роль в северных поставках грузов и в связях с о. Сахалин (17% всех грузовых перевозок на Дальнем Востоке).
Трудно переоценить роль речного транспорта, особенно для внутрирайонных экономических связей. Главными речными путями являются бассейны Амура и Лены, на которых осуществляются перевалка и перевозка грузов и пассажиров.
Во внутрирайонных связях велика роль авиационного транспорта, особенно с труднодоступными и малоосвоенными территориями.
Внешнеэкономические связи Дальнего Востока в силу экономико-географического положения традиционно ориентированы на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Основными странами-контрагентами во внешнеторговом обороте Дальнего Востока являются страны Северо-Восточной Азии: Китай, Республика Корея и Япония. Их доля в общей структуре составляет более 70%. Всего на страны Азиатско-Тихоокеанского региона приходится более 80% в общей структуре стран. Наибольший вклад в объемы внешней торговли вносят: Сахалинская область, Приморский край, Республика Саха (Якутия) и Хабаровский край.
Основными статьями экспорта Дальневосточного федерального округа являются топливно-энергетические товары, рыба и морепродукты, а также древесина и изделия из нее. На эти товарные группы приходится около 80 % стоимости дальневосточного экспорта. Можно сделать вывод, что экспортные поставки Дальнего Востока носят сырьевую направленность.
Основные статьи ввозимого товара на Дальний Восток занимают машины, оборудования и транспортные средства, продовольственные товары, продукция химической промышленности, а также текстильные изделия и обувь. Можно сделать вывод, что поставки в Дальневосточный федеральный округ ориентированы на потребительское и производственное назначение.
Внешнеэкономические связи ДФО осуществляются через морские порты: Владивосток, Находка, Ванино, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский.
6.2 Северо-Кавказский федеральный округ
Транспорт — одна из ведущих отраслей экономики Северо-Кавказского федерального округа, на долю которой приходится около 10% ВРП. Северо-Кавказский федеральный округ расположен рядом с крупными российскими и зарубежными рынками, а также на пересечении крупных грузопотоков.
По территории Северо-Кавказского федерального округа проходят главные направления Северо-Кавказской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», включающие такие напряженные участки, как Ростов-на-Дону – Минеральные Воды, Махачкала – Самур, Махачкала – Олейниково.
Основными автодорожными узлами на территории Северо-Кавказского федерального округа являются Ставрополь, Минеральные Воды, Нальчик, Грозный и Махачкала.
Махачкалинский морской торговый порт является одним из основных звеньев системы транспортной коммуникации на Каспийском море с перспективой подключения к сотрудничеству в рамках международного транспортного коридора «Север– Юг».
Вместе с тем на большей территории СКФО существует недостаток соответствующей инфраструктуры и услуг в сфере транспорта и логистики, сдерживающих планируемый экономический рост, мобильность населения, а также реализацию транзитного потенциала округа.
Инфраструктура воздушного транспорта требует развития и комплексной модернизации (аэропортовые комплексы, взлетно-посадочные полосы). Отсутствует межрегиональная авиационная сеть.
Транспортная инфраструктура занимает важное место в развитии региона. С одной стороны, обеспечивает мобильность произведенных в нем товаров и ресурсов, с другой — облегчает доступность территорий, предоставляя возможность свободного передвижения пассажиров и грузов.
В последнее время потребности в транспортных услугах только растут. Однако существующая инфраструктура уже не в состоянии обеспечить потребности экономики. Значительная часть объектов инфраструктуры выходит из строя, стала технически непригодной, морально устаревает.
Выгодное ЭГП СКФО как приграничного региона создает предпосылки для активной внешнеэкономической деятельности со странами Закавказья на юге и странами Каспийского региона на юго-востоке; позволяет развивать международные транспортные коммуникации европейских стран со странами Ближнего и Среднего Востока, Индией и Китаем с помощью организации транзитного пропуска через свою территорию международных транспортных потоков по кратчайшему маршруту.
Наиболее существенную долю в экспорте Северо-Кавказского федерального округа в денежном выражении занимает продукция топливно-энергетического комплекса. Затем идет продукция химического комплекса — удобрения, органические химические соединения, экстракты красильные и дубильные, пластмассы и изделия из них и т.д. Главные потребители химической продукции — США, Турция, Бразилия, Украина.
В основе экспорта машиностроительной продукции: оптические и измерительные приборы и инструменты. Наибольшие стоимостные объемы поставок продукции пришлись на Республику Корея, Иран, Тайвань и Украину, Казахстан.
Экономическая специализация субъектов округа определила наличие в структуре импортных поставок технологического оборудования и комплектующих для автомобильной промышленности (Карачаево-Черкесская республика), технологического оборудования для химической промышленности (Ставропольский край), для пищевой промышленности (Республика Северная Осетия), оборудования для мукомольной промышленности (Республика Кабардино-Балкария), сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней (Ставропольский край, Республика Кабардино-Балкария), оборудования для цементной промышленности (Карачаево-Черкесская Республика), различного оборудования для агропромышленного комплекса (Ставропольский край, Республика Кабардино-Балкария, Республика Северная Осетия). Основными поставщиками этих товаров выступают Китай, Украина и Италия.
6.3 Сравнительная характеристика двух округов
Транспорт и экономические связи. Обеспеченность региона транспортными путями. Обозначить внутрирайонные экономические связи. Экспорт и импорт региона, включая зарубежные экономические связи.
Транспортная сеть имеет огромное влияние на развитие обоих округов. Несмотря на различия в площадях, можно сказать что, ДФО обладает в общей совокупности более развитой транспортной сетью: здесь очень хорошо развит речной и морской транспорт, через который проходят почти все грузоперевозки, достаточно обширная для своей площади железнодорожная меть, развит внутренний и внешний авиационный транспорт. В СКФО почти неразвит речной и авиационный транспорт, морской представлен одним портом. Развитие автомобильных дорог в обоих округах требует модернизации, на текущий момент ситуация лучше в СКФО.
Выгодное ЭГП данных федеральных округов способствуют обширным экономическим связям. В оба округа в основном ввозят продукцию машиностроения, а вывозят сырье и продукцию химической промышленности.
Показать больше