Фрагмент для ознакомления
2
Возвращение к основам духовно-религиозной культуры молодого человека имеет несколько причин: тысячелетний опыт убеждает, что религия оказалась незаменимой основой жизнедеятельности большинства людей; она является наиболее универсальной системой защиты личности, от негативных явлений окружающей жизни; требует от человека постоянного ответственности за свои мысли и поступки; на основе свободы выбора дарит личности истинную свободу; христианство, как самая гуманная мировая религия, основанная на любви, успешно решает одну из сложнейших проблем всех времен – налаживание дружеских отношений между людьми.
Сторонники возрождения религиозного воспитания и утверждения духовно-религиозной культуры среди молодежи предлагают за основу брать христианские моральные ценности, не подчеркивая при этом их конфессиональных особенностей.
Религиозность является одной из основных черт русского народа: религиозное воспитание помогало оказывать внутреннее сопротивление внешним воздействиям насаждаемой чуждой идеологии, что и привело к сохранению духовной самобытности. В системе ценностей россиян народа значительное место принадлежит воспитательному идеалу, который прочно связан с его мировоззрением, религией и моралью. Реализация этого вопроса требует системно-комплексного подхода, который основывался бы на глубоком анализе особенностей современного развития и становления российского студенчества, динамике его ценностных ориентаций, отношения к религии. Кроме этого, должны учитываться и индивидуально-типологические свойства личности и их влияние на социализацию студентов. Ведь именно на этом возрастном этапе усваиваются ценности и нормы, эталоны и стереотипы поведения, формируется отношение к окружающему миру, различных социальных институтов 3, с. 92.
Среда молодежи – это место, где появляются, модифицируются и переходят проверку ценности, отношения, культурные нормы, образцы, модели поведения. Несмотря на то, что в процессе дальнейшего развития личности многие ценности и нормы будут забыты, отклонены, заменены, но все же сформирована в этом возрасте часть взглядов, убеждений, нравственных нормативов, ориентаций отойдет в структуру личности и останется весомой протяжении всей ее жизни. Именно поэтому существует необходимость глубокого изучения ценностных ориентаций современной молодежи.
Система национального воспитания должно способствовать привлечению молодых людей к духовной жизни, подвести их к пониманию собственной национальной самобытности, выработать черты национального характера, формировать в нем особенности гражданина России, способного уважать свой народ, уважать родной язык, историю, культуру, воспроизводить высокие духовные ценности.
Возвращение национальных традиций и приоритетов отечественной истории и культуры будет способствовать лучшей реализации этнопсихологические индивидуально-типологических свойств подростков, а также процесса вхождения не только в социальную, но и в национальную среду 1.
Отношение молодежи к религии во многом зависит от того, с каким отношением к ней человек столкнулся впервые, в первую очередь, в семье и какие эмоции это взаимодействие оставило, какие логические представления сложились у молодого человека на основе первичных знаний о религии. Для того, чтобы объективно понять роль и место религии в сознании современной молодежи важным представляется тот аспект, что большое количество молодых людей не только верующих, но и представителей других мировоззренческих групп, в том числе и индифферентных и неверующих, относят себя к сторонникам традиционных религий.
Таким образом, религия в качестве формы общественного сознания, имеет ведущее значение в становлении личности, формировании его мировоззрения и регулировании поведения. Независимо от своих религиозных предпочтений, современная молодежь стремиться к определенным идеалам, которые являются сутью учения его веры. И независимо от религиозных предпочтений, те моральные качества, которые они формируют, в большинстве религий являются аналогичными, в частности, это скромность, трудолюбие, честность, терпимость и другие.
В настоящее время сокращается и число молодежи, которая оставляет без ответа открытый вопрос о своей конфессиональной принадлежности. Однако на современном этапе молодежь не имеет четких представлений об основных положениях вероучения тех конфессий, к которым себя причисляет. Молодые люди, причисляя себя к тем или иным конфессиям, зачастую не знакомы с содержанием наиболее важных положений вероисповедания 4, с. 306.
В связи с этим изучение значения религии для молодежи представляется необходимым на современном этапе, так как именно молодежь в соответствии со своей социальной природой отражает все противоречия и возможности социально-исторической и культурной динамики социума в определенном масштабе социальной реальности (страны, региона, социокультурного сообщества).
Результаты социологических исследований свидетельствуют, что за последние годы отношение молодежи к религии оказалось более позитивным, толерантным. Это особенно важно в современных условиях резких изменений в шкале нравственных и ценностных ориентаций молодежи и всего общества. Ведь, как отмечает М. Борышевский «ценностные ориентации являются ведущей качеством человека, характеризующих его как неповторимую индивидуальность. Поэтому по ценностным ориентациями можно определить, какую позицию, место
Показать больше