Фрагмент для ознакомления
2
Всё многообразие методов менеджмента обусловливает потребность в регулировании всей совокупности методов посредством их классификации в соответствии с некоторыми критериями. При этом при характеристике каждого метода менеджмента следует раскрывать его направленность, содержание и организационную форму.
Таким образом, методы менеджмента – это инструменты управленческой деятельности, используемые для установления и реализации задач и целей компании. На их базе складывается система методов и правил оказания воздействия на управляемый объект (компанию) в целях достижения наивысшего результата при наименьших издержках.
2. Классификация методов менеджмента
Методы менеджмента классифицируются на 3 группы, представленные на рис. 1.
Рис. 1. Группы методов менеджмента
Экономические методы менеджмента – это комплекс приёмов и способов оказания влияния на исполнителей посредством конкретного соизмерения издержек и результатов [15, с. 174]. При этом необходимо принять во внимание, что помимо личных субъект управленческого процесса преследует также общественные и групповые цели.
Основными методами группы экономических являются система зарплаты и премирования, которая, как правило, максимально соединена с итогами работы исполнителя (см. рис. 2.).
Рис. 2. Система методов менеджмента [2, с. 63]
В связи с вышесказанным оплату труда в компании рационально связывать с результатами деятельности каждого сотрудника в сфере ответственности либо с результатами работы всей компании.
Экономические методы менеджмента подразумевают формирование экономических условий, стимулирующих как целые подразделения, так и отдельных сотрудников регулярно повышать и поддерживать требуемый уровень работы в общем.
Сегодня развитие рынка и конкуренции требует расширения применения экономических методов менеджмента.
К экономическим методам можно отнести:
1) финансирование работы в сфере менеджмента качества;
2) хозрасчёт в структурных подразделениях системы менеджмента качества;
3) экономическое стимулирование деятельности компании;
4) ценообразование на товары, работы, услуги с учётом уровня их качества;
5) использование системы заработной платы и материального стимулирования;
6) применение экономических мер оказания влияния на поставщиков;
7) бизнес-планирование выпуска новых и совершенствования выпускаемых видов товаров и услуг [3, с. 18].
Организационно-распорядительные (административные) методы менеджмента представляют собой методы непосредственного (прямого) воздействия и имеют директивный (обязательный для всех) характер. Эти методы базируются на дисциплине, ответственности, власти и принуждении.
Организационно-распорядительные методы реализуются через внедрение обязательных для исполнения всеми сотрудниками предписаний, директив, приказов и указаний руководства, направленных на рост и поддержание требуемого уровня качества работы.
К числу организационных методов относят:
1) организационное регламентирование (функциональное, должностное, структурное);
2) стандартизацию;
3) нормирование;
4) инструктирование (объяснения, разъяснения);
5) распорядительное воздействие (приказы, распоряжения, указания, постановления и др.) [1, с. 75] (см. рис. 2.).
При этом не указываются конкретные сотрудники и конкретные даты исполнения данных предписаний.
При распорядительных методах, к которым относятся приказ, распоряжение, инструктаж и др., указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.
Организационные методы базируются на типовых ситуациях, а распорядительные методы менеджмента относятся, как правило, к конкретным единичным ситуациям. Распорядительные методы, в большинстве случаев, базируются на организационных [10, с. 155].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Джамалова, Т. Ю. О сущности организационно-административных методов управления организацией / Т. Ю. Джамалова, С. А. Печенева // Образование и наука в современных условиях. – 2015. – № 3. – С. 74–77.
2. Ковалёв, А. М. К вопросу о сущности инструментов и методов менеджмента / А. М. Ковалёв // Перспективные направления социально-экономического развития России: сб. материалов конф. – СПб., 2015. – С. 60–65.
3. Ковалёв, А. М. Сущность, функции и классификации инструментов и методов менеджмента предприятий / А. М. Ковалёв // Прикладные экономические исследования. – 2020. – № 2 (6). – С. 14–20.
4. Ковалёва, Н. Н. Понятие метода управления как элемента управленческого процесса. Классификация методов управления / Н. Н. Ковалёва, А. В. Колесников // Административное право РФ: учебник / под ред. А. Ю. Соколова. – М., 2016. – С. 172–174.
5. Кузина, Е. Л. Методы в управлении конкурентоспособностью корпораций / Е. Л. Кузина, М. А. Василенко // Инженерный вестник Дона. – 2017. – Т. 46. – № 3 (46). – С. 35–42.
6. Кузнецова, Т. А. Сущность и виды методов управления человеческими ресурсами в организациях / Т. А. Кузнецова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. – М., 2018. – С. 57–63.
7. Линёва, О. Д. Сущность и роль методов управления на современном этапе развития / О. Д. Линёва, Я. В. Логвинова // Вестник современных исследований. – 2018. – № 6.4 (21). – С. 211–212.
8. Мачке, М. Ю. Оценка предприятий. Функции – Методы – Принципы / М. Ю. Мачке, Г. Брёзель. – М.: КноРус, 2018. – 440 с.
9. Монгуш, О. Н. Понятие и классификация методов менеджмента / О. Н. Монгуш, С. Л. Куулар // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сб. ст. – М., 2018. – С. 17–20.
10. Сайтбекова, А. Административные методы управления: понятие и виды. Проблемы административного предупреждения / А. Сайтбекова // Правовая защита частных и публичных интересов: сб. науч. ст. – М., 2019. – С. 154–156.
11. Сидорова, Н. С. Методы управления, их понятие и значение / Н. С. Сидорова, И. Г. Соколова, И. В. Кудрявцева // Аллея науки. – 2017. – № 7. – С. 485–491.
12. Тарасова, Е. А. Сущность социально-психологических методов управления на предприятии и их виды / Е. А. Тарасова, З. Ф. Азюкова // Экономико-математические методы анализа деятельности предприятий АПК: материалы конф. / под ред. С. И. Ткачёва. – М., 2018. – С. 436–441.
13. Успенская, К. С. Сущность, принципы и методы управления персоналом / К. С. Успенская // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы конф. / под общ. ред. Н. Р. Балынской. – М., 2017. – С. 215–218.
14. Халидова, А. Б. Сущность применения социально-психологических методов в управлении / А. Б. Халидова, А. А. Халилова // Мировая наука. – 2018. – № 4 (13). – С. 261–264.
15. Харченко, В. А. Сущность и классификация методов управления / В. А. Харченко // Системное развитие человеческих ресурсов в России сегодня. – М., 2019. – С. 170–177.
16. Ширяев, В. И. Управление предприятием: моделирование, анализ, управление / В. И. Ширяев, И. А. Баев, Е. В. Ширяев. – М.: Либроком, 2016. – 272 с.