Фрагмент для ознакомления
2
Интернет является сегодня важным фактором социализации большого количества людей. Он осуществляет информационное и нормативное влияние на их личность.
Зависимость от социальных сетей вызвана желанием общаться с большим количеством знакомых и незнакомых с помощью Интернета. Сначала эту зависимость человек не чувствует, до того времени, пока получает то, от чего зависит. Но как только он теряет доступ к социальной сети, как сразу возникают симптомы зависимости: проблемы со сном, чувство тревоги или страха, недовольство, раздражительность, перепады настроения и тому подобное. Избавиться от такой зависимости очень сложно. Психологи советуют переключить внимание на реальное общение с друзьями, которые в свою очередь должны помочь ему вылечиться. Для того, чтобы выявить наличие зависимости, нужно на некоторое время запретить себе общение в сети, однако, если возникает непреодолимое желание общаться, – зависимость есть.
Социальные сети можно классифицировать по функциональной принадлежностью: для розыска людей, для развлечений и общения (odnoklasniki.ru, vkontakte.ru); для работы и бизнеса (moikrug.ru, linkedin.com); специализированные социальные сети для тематического общения особых социальных групп и категорий людей (инвалиды, родители с маленькими детьми, люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией, программисты и другие) и глобальные (facebook.com, myspace.com).
Наиболее популярной для подростков в России является сеть «В Контакте» (vkontakte.ru). В ней акцент ставится на личности обладателя страницы - члена сети. Он высказывает свое мнение по разным вопросам, отвечает партнерам по общению. Это – относительно узкий круг знакомых или знакомых их знакомых. Социальная опасность для личности проявляется в замене непосредственного общения виртуальным. Наиболее привлекательные черты виртуального общения: отвечать не нужно сразу, есть время подумать и сформулировать ответ, что позволяет выглядеть более умным; виртуальное общение опосредованное, поэтому возможно задать более откровенные вопросы, не стесняясь; возможно составить другой, желаемый, нереальный собственный образ, более привлекательный и интересный. Они имеют неограниченную аудиторию для потенциального общения и большие возможности для самовыражения. Пользователи могут выразить себя разнообразно: с помощью текста, фото, аудио и видеоматериалов. Вред для личности проявляется в неумении и нежелании осуществлять реальное общение, опасаясь его бегства в мир иллюзий.
Неумеренное общение на форумах для подростка менее привлекательное, потому что здесь в отличие от социальных сетей акцент делается на теме обсуждения, а личность собеседника имеет меньшее значение. На форумах на равных правах общаются люди с разным мировоззрением и представители разных поколений. На форуме авторитет зависит от знаний и умения общаться, он достигается, а не приписывается.
Социальная опасность содержится в следующем:
1) увеличение материальных затрат на игру и риск проигрыша;
2) ухода от реалий, подмена реальной жизни нереальным миром игры;
3) формирование установки на «легкую добычу», «халяву»;
4) вера в фатализм;
5) подталкивание человека к любым путям (в том числе преступных) получение необходимых средств для игры;
6) опасность реальных психических расстройств (заболевания гэмблинг – патологический азарт).
Вот несколько нехитрых способов для «профилактики» интернет-зависимости: Во-первых, проблему необходимо признать. Многие психологи сходятся на мнении, что признание проблемы – это 50% ее решения. Во-вторых, надо поверить в свои силы. Стараться без необходимости не заходить в Сеть. Проводить больше времени в оффлайне, встречаться, общаться с друзьями, заниматься спортом или хобби. Многие психологи сходятся на мнении, что в Интернет мы «убегаем» от неудовлетворенности или проблем реальной жизни. Поэтому нужно постараться понять истинную причину «побега» и найти решение.
Анализируя изложенное, можно отметить, что акцент на возможных опасностях, связанных с использованием компьютера и Интернета, не означает призыв воспринимать их как несомненное зло, от которого необходимо избавиться. Но о неисчерпаемых возможностях и удобствах, подаренных этими благами цивилизации, знают все, минусы же не всегда видны сразу.
Многие психологи сходятся на мнении, что в Интернет мы «убегаем» от неудовлетворенности или проблем реальной жизни. Поэтому нужно постараться понять истинную причину «побега» и найти решение. Конечно, Интернет приносит огромную пользу и без него невозможно представить себе современную жизнь – но нельзя забывать, что все хорошо в меру. Нужно воспитывать в себе культуру интернет пользования, и пусть Сеть станет способом достижения «офлайновых» целей и решение реальных задач. Получать в Сети необходимые и важные навыки, впитывать информацию, которая пригодится .
Таким образом, виртуальный мир - это только еще одна реальность, созданная людьми. Кому-то он нужен для работы, другому - для общения. Не стоит забывать, что здесь, за окном браузера, есть много не менее интересного, и только если, попав в виртуальный мир, человек может с легкостью вернуться в настоящий, мир электронной почты и веб-сайтов будет по-настоящему интересным и полезным, а не приторным и надоевшим.
2. Преодоление интернет-зависимости средствами психопрофилактики и психокоррекции
Проблема коррекции зависимости и интернет-зависимости в частности активно исследуется в современной науке.
Профилактика зависимости рассматривается как комплексная технология борьбы с ней как социокультурным противоречиям в механизме адаптации ядра культуры общества к среде, которая меняется.
Работа по профилактике интернет-зависимости происходит как на государственном уровне, где разрабатываются программы, направленные на недопущение формирования зависимости, в частности в молодежной среде, так и на уровне работы отдельных исследователей, которые предлагают авторские программы.
Пути профилактики интернет-зависимости активно исследовались в контексте гуманистического подхода, в рамках которого личность рассматривается как неповторимая существо, способное к саморазвитию и саморегуляции. И. Д. Золотова предлагает при проведении профилактической работы опираться на такие принципы личностно-ориентированного подхода: компетентности, самоактуализации, опережающего воспитательного воздействия, взаимодействия, индивидуальности, творчества, доверия, ориентации на культурные ценности, успеха.
Т. П. Жарикова, утверждала, что наиболее эффективным средством психолого-педагогической профилактики интернет-зависимости является использование ресурсного подхода .
Как форма профилактики зависимости может применяться дистанционное консультирование, что позволяет оказать необходимую психологическую помощь без необходимости непосредственного контакта с консультантом, поскольку это часто вызывает в личности сопротивление и тревогу.
А. П. Анисимова исследовала отечественный и зарубежный опыт и обнаружила ролевые функции специалистов социальной сферы в процессе профилактики интернет-зависимости, а также раскрыла структуру готовности к такой деятельности, состоящий из информационного, мотивационно-ценностного, рефлексивно-оценочного, функционально-практического и коммуникативного компонентов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арестова Е.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: Психологические детерминанты и последствия / Е. Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А. Е. Войскунский // Вестник Московского университета. – 2016. - №4. – С. 14-20.
2. Асуров Г.П. Сеть Интернет. Библиотека пользователя / Г. П. Асуров. – М.: Новые технологии, 2012. – 183 с.
3. Бабаева Ю.Д. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова. – М.: Можайск-Терра, 2014. – 431 с.
4. Вакулич Т.М. Типы Интернет-зависимого поведения подростков / Т.М. Вакулич. – К.: Изд-во «Миргород», 2016. – 130 с.
5. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. –2018. - № 1. – С. 90-100.
6. Егоров Г.Н. Интернет вчера, сегодня, завтра / Г. Н. Егоров. – СПб.: Компьютерный мир, 2017. – 251 с.
7. Карабин Т.В. Особенности межличностного общения в сети «Internet» / Т.В. Карабин. – М.: Гардарики, 2015. – 234 с.
8. Корытникова Н.В. Интернет-зависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий / Н.В. Корытникова // Социологические исследования. – 2019. - № 6. – С. 70-79.
9. Кушниренко И.Б. Психологические причины возникновения и личности «Компьютерной зависимости» / И.Б. Кушниренко. – К.: НПУ, 2015. – 112 с.
10. Мозговой А.А. Интернет - дорога в будущее / А. А. Мозговой. – М.: Искра, 2013. – 141 с.