Фрагмент для ознакомления
2
Нейропсихологическая коррекция предназначена для детей от самых ранних до школьных и подростковых лет. Это особенно показано для таких типов дизонтогенеза, как ранний детский аутизм, умственная отсталость, умственная отсталость различных типов, общие нарушения развития, алалия, дизартрия, дисграфия, дислексия, СДВГ, церебральный паралич. В частности, нейрокоррекция помогает детям, которые испытывают трудности в обучении из-за психологических причин (невротические расстройства, психосоматические расстройства, черты личности), общего физического недоразвития, дезадаптации в школе и стрессовых расстройств.
Показаниями к началу психокоррекционной работы могут быть:
- трудности в эмоциональном развитии,
- текущий стресс,
- депрессии,
- сниженный эмоциональный тонус,
- лабильность, импульсивность эмоциональных реакций,
- эмоциональная депривация, переживания эмоционального отторжения, чувства одиночества, конфликты в межличностных отношениях;
- неудовлетворенность семейной ситуацией, ревность,
- повышенная тревога, страхи, фобические реакции,
- негативная «Я-концепция», низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.
Таким образом, психологическая коррекция обладает большим арсеналом инструментов и методов, использование которых должно соответствовать возрастным и индивидуальным характеристикам, характеру существующих отклонений, расстройств и отклонений личности. При необходимости пациента сопровождает команда специалистов - патопсихолог, дефектолог, нейропсихолог, психоневролог, психиатр.
Глава 2. Проект психокоррекционной программы детско-родительских отношений
2.1 Обоснование проекта психокоррекционной программы коррекции детско-родительских отношений
Данный проект был разработан для гармонизации детско-родительских отношений между подростком 14 лет (с деструктивным, девиантным поведением, прошедший лечение в психиатрическом стационаре с диагнозами «Острый психоз» и «Расстройство поведенческих реакций» после неуспешной суицидальной попытки). Ниже представлен анализ первичной консультации (совместно с матерью), по итогам которой автором было принято прервать консультирование и передать клиента профильному специалисту (психиатру) ввиду установления факта попытки суицида. В Таблице 2.1 представлен анализ проведенной консультации, на основании которого автор пришел к выводу, что первопричиной депрессивного состояния подростка, его крайне низкой степени социализации и наличия фактов неоднократных самоповреждений, является характер детско-родительских отношений.
Таблица 2.1 - Анализ первичной консультации
№ п/п Показатель Результат
1. Первичный запрос клиента Клиент неоднократно производит по отношению к себе самоповреждающие действия, социально не адаптирован, не мотивирован на саморазвитие
2. Уточнение запроса склонен к депрессивным состояниям, считает невозможным жить в связи с материальными семейными трудностями
3. Формирование цели текущей консультации Найти методы стабилизации текущего психологического состояния и пути мотивации подростка на формирование мотивационных и волевых качеств
4. Маркер эффективности консультации Признание наличия вышеперечисленных проблем и согласие на дальнейшие встречи
5. Генеральная гипотеза
Отсутствие эмоционального контакта с матерью в детско-родительских отношениях клиента, ее безразличие к ребенку.
6. Рабочие гипотезы Мать считает своей обязанностью обеспечить только базовые потребности ребенка (еда, одежда, кров), развитием самого мальчика не интересуется начиная с самого раннего возраста, оправдывая это тяжелой работой. Отца нет. С раннего детства ребенок обделен эмоциональной близостью со стороны родителей, что привело к проблемам психологического характера еще в дошкольном возрасте (энурез, заикание)
7. Проблемное поле клиента - отсутствие психологической и эмоциональной близости с семьей и окружением (низкий уровень коммуникативных связей)
- избегание общения, социальных контактов,
- низкий уровень ответственности и самореализации;
- высокий уровень тревожности с сопутствующими психосоматическими характеристиками
- расстройство поведенческих реакций
8. Психическое состояние клиента На момент консультации выяснилось, что несколько дней назад была попытка суицида, в связи с чем он был экстренно передан профильным специалистам.
9. Эффективность проведенной консультации Выявление расстройства психического спектра, что помогло предотвратить возможные попытки суицида в будущем.
Выявление первопричины (деструктивные детско-родительские отношения) психических, психосоматических и психологических проблем подростка
10. Примененные методики в работе Беседа, устное анкетирование, активное слушание
11. Переносы и контр-переносы Перенос на консультанта обиды на мать, консультант отреагировал как на личную обиду в детстве, слишком эмоциональная реакция на факт о совместном проживании в одной комнате матери и взрослого сына, что полностью лишает его личного пространства (контр-перенос)
Таким образом, автор пришел к выводу, что психокоррекционное воздействие необходимо проводить в области детско-родительских отношений путем развития навыков эффективного общения между матерью и подростком, создания благоприятного эмоционального фона в их отношениях. Для минимизации самоповреждающих проявлений необходимо обучить подростка
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Берн Групповая психотерапия / Берн, Эрик. - М.: Академический проект, 2017. - 466 c.
2. Бруннер, Е. Ю. Лучше, чем супервнимание. Методики диагностики и психокоррекции / Е.Ю. Бруннер. - М.: Феникс, 2013. - 320 c.
3. Истратова, О. Н. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. - М.: Феникс, 2013. - 352 c.
4. Истратова, Оксана Николаевна Групповая психокоррекция. Тренинги и роли. Игры для личностного и профессионального развития: моногр. / Истратова Оксана Николаевна. - М.: Феникс, 2015. - 282 c.
5. Колесникова, Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции / Г.И. Колесникова. - М.: Феникс, 2016. - 192 c.
6. Колесникова, Г. И. Психокоррекция нарушений развития / Г.И. Колесникова. - М.: Феникс, 2014. - 352 c.
7. Петрусинский, В. В. Психотехнические игры и упражнения. Техники игровой психокоррекции: моногр. / В.В. Петрусинский, Е.Г. Розанова. - М.: Владос, 2013. - 128 c.
8. Эксакусто, Т. В. Групповая психокоррекция. Тренинги и ролевые игры / Т.В. Эксакусто. - М.: Феникс, 2015. - 286 c.
9. Эксакусто, Т. В. Практикум по групповой психокоррекции. Тренинги, упражнения, ролевые игры / Т.В. Эксакусто. - М.: Феникс, 2014. - 352 c.
10. Ялом, Ирвин Групповая психотерапия / Ирвин Ялом , Молин Лесц. - М.: Питер, 2014. - 688 c.