Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мы не можем игнорировать тот факт, что дети, начиная с начальной школы, не имеют желания учиться, мотивированы к приобретению и применению новых знаний. Ученик не удовлетворен объяснением, что ему нужны знания, потому что они понадобятся в будущем после окончания школы. Федеральная государственная система образования формирует личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной общеобразовательной программы. Новые цели требуют новых подходов к их реализации.
Приоритетным направлением современного образования, гарантирующим его высокое качество, является обучение, направленное на самореализацию личности. Убеждение «образование-учение» было заменено на «образование-созидание», когда личность ученика становится центром внимания учителя.
Достижение этой цели, скорее всего, связано с созданием системы общего образования действия (УДО), контроля, которая позволяет учащимся успешно овладевать новыми знаниями, умениями и компетенциями на основе развития способности к обучению. Это определение «универсальной образовательной деятельности» относится к самореализации через сознательное и активное распространение нового социального опыта. В психологическом значении данное определение может быть охарактеризовано как система деятельности ученика, обеспечивающая его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному изучению новых знаний и умений, в том числе к построению самого процесса.
Важность данного вопроса обусловлена тем, что в настоящее время образовательная цель состоит в личностном, познавательном и общекультурном развитии школьников, что обеспечивает развитие ключевых компетенций, среди которых выделяется «умение учиться». Ученик должен стать «архитектором и строителем» учебного процесса. Это требует создания определенных педагогических условий для включения детей в активную познавательную деятельность в образовательной практике, в частности развития учебной мотивации. Необходимо контролировать не только мыслительные действия, но и мотивы овладения знаниями, которые сформировать сложнее, чем формировать действия, операции.
1. Общая характеристика мотивации учебной деятельности
1.1 Понятие учебной мотивации
Изучение учебной мотивации должно начинаться с раскрытия таких понятий как «мотивация» представляющую собой психологическую категорию и «учебная деятельность» как психолого-педагогическая категория.
Мотивация и, прежде всего, мотивация деятельности уже давно считается одним из главных направлений изучения психологии.
Мотивация-это теоретический конструкт, обозначающий материальный или идеальный объект, достижение которого является значимостью деятельности.
Многие психологи сходятся во мнении, что чаще всего мотивом является или мотивация, или цель (объект), намерение, потребность либо свойство человека. Мотив как цель (объект). Преобладание такого взгляда обусловлено тем, что принятие цели (объекта) в качестве мотива, отвечает на такие вопросы как «зачем», «для чего» совершается действие, т. е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека.
Это предмет, который придает целенаправленность мотивам человека и смысл самим мотивам. Отсюда и вытекают и функции формирования смысла мотива.
Мотив по мере необходимости. Этот взгляд на мотив, выраженный Л. И. Божовичем, А. Г. Ковалевым, К. К. Платоновым, С. Л. Рубинштейном, дает ответ на вопрос «почему» осуществляется активность человека, так как они нуждаются друг в друге, содержит в себе активное стремление человека преобразовать окружающую среду для удовлетворения своих потребностей. Это объясняет источник энергии для избирательной деятельности, но нельзя получить ответы на вопросы «зачем» и «для чего» человек проявляет эту активность.
Мотив как намерение. Если знать намерения человека, то можно ответить на такие вопросы: «чего он хочет достичь?», «что и как он хочет делать?» –и таким образом понять основы поведения. Намерения выступают в качестве мотивов, когда человек или принимает решение, или, когда цель деятельности отдалена, а ее достижение откладывается. Намерение находится под влиянием потребности и интеллектуальной активности человека, связанной с реализацией средств достижения поставленной цели. Понятно, что намерение имеет мотивирующую силу, но не раскрывает причины такого поведения.
Мотив как устойчивое свойство личности. Такой взгляд на мотивацию особенно характерен для западных психологов, которые считают, что устойчивые черты личности определяют поведение и деятельность человека так же, как и внешние раздражители. Р. Мейли относит к мотивационным личностным чертам: агрессивность, устойчивость к фрустрации, тревожность и уровень притязаний. Ряд российских психологов, в частности М. Ш. Аналогичного К. К. Платонов, Магомед-Эминов и В. С. Мерлин придерживаются этой точки зрения .
Мотив как стимул. Наиболее распространенной и общепринятой точкой зрения является понимание мотива как стимула. Поскольку мотивация определяет не столько физиологическую, сколько психическую реакцию, она связана с осознанием стимула и придает ему определенное значение. Поэтому многие психологи считают, что мотив — это сознательное побуждение, которое отражает готовность человека к поступку, действию. И так, побудителем мотива является стимул, а побудителем поступка-внутреннее сознательное побуждение. Таким образом, В. И. Ковалев определяет мотивы как сознательные мотивы поведения и деятельности, которые возникают в высшей форме отражения потребностей, т. е. их осознания. Из этого определения следует, что мотив-это осознанная потребность. Мотивация рассматривается как желание удовлетворить потребность.
Попытка найти одну детерминанту в определении мотива является тупиковой, так как поведение как система образования определяется системой детерминант даже на уровне мотивации. Для правильного понимания психологического содержания мотива необходимо использовать все перечисленные выше психологические явления, какими бы громоздкими и неудобоваримыми они ни казались. При таком понимании мотив правомерно рассматривать как сложное целостное психологическое образование.
Поэтому мотив человека - это потребность, намерение, цель, побуждение и свойство человека, определяющее его поведение.
Если рассматривать мотивацию человека как психологический феномен, то можно столкнуться со многими трудностями. Во-первых, существует терминологическая неоднозначность в определении понятий мотивация и мотив. Не лучше обстоит дело и с самим понятием. В качестве него называют различные психологические явления: представления и мысли, чувства и переживания, потребности и единицы, мотивы и склонности, обычаи, желания, чувство долга и мысли, политические и моральные установки, идеи, состояния и свойства личности, психические процессы, объекты внешнего мира, отношения и даже экзистенциальные условия.
Мнение о том, что мотивы являются устойчивыми характеристиками личности, характерно, в частности, для работ западных психологов, но оно также имеет сторонников и в нашей стране.
В западной психологии стабильными (диспозиционными) и переменными факторами мотивации, стабильными и функциональными переменными, личностными и ситуационными факторами считаются критерии разделения мотивов и мотиваций. Авторы отмечают, что устойчивые личностные характеристики определяют поведение и деятельность в той же мере, что и внешние раздражители. Личностные диспозиции (тенденции, установки, предпочтения, мировоззрение, ценности, идеалы) должны участвовать в создании определенного мотива.
Многочисленные отечественные психологи (К. К. Платонов, В. С. Мерлин, М. Ш.Магомед-Эминов) также считает, что мотивы наряду с психическими состояниями могут выступать и в качестве личностных качеств.
Существует связь между мотивацией и личностными чертами: личностные черты влияют на функции мотивации, а функции мотивации, однажды закрепившись, становятся личностными чертами.
В этой связи, как отмечает П. М. Якобсон, имеет смысл задать вопрос о том, насколько личность раскрывает себя в своей мотивационной сфере. А. Н. Леонтьев, например, писал, что базовая структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию основных, мотивационных линий, внутренне иерархических. П. М. Якобсон справедливо отмечает, что не все, что характеризует личность, влияет на ее мотивационную сферу (можно сказать и наоборот: не все особенности мотивационного процесса превращаются в личностные характеристики). И Г. Олпорт говорит то же самое-это было бы неверно, если бы мы сказали, что все мотивы являются признаками; некоторые признаки имеют побудительное (направляющее) значение, в то время как другие являются более инструментальными.
К признакам, обладающим мотивационным знанием, можно отнести такие черты личности, как уровень притязаний, стремление добиться успеха или избежать неудачи, мотивы ответвления или отказа (склонность общаться с другими людьми, сотрудничать с ними или, наоборот, страх быть отвергнутым, непринятым), агрессивность (склонность решать конфликты путем использования агрессивных действий).
Учебная мотивация определяется как специфический вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Учебная деятельность - это деятельность субъекта овладения обобщенными методами учебных действий и саморазвития в процессе решения учебных задач, специально поставленных педагогом, на основе внешнего контроля и оценки, через самоконтроль и самооценку.
По мнению Д. Б. Эльконина, образовательная деятельность-это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами деятельности в области научных понятий. Такая деятельность, - продолжает Д. Б. Эльконин, - «должна быть мотивирована соответствующими мотивами. Если удается создать такие мотивы у учащихся, то это поддерживает, наполняя новым содержанием, общие темы деятельности, которые связаны с позицией ученика, с осуществлением социально значимой и общественно значимой деятельности.»
Выделяются три основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм обучения:
- специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
- развивает общие методы деятельности и научные понятия (в сравнении с повседневными, усвоенными до школы);
-общие методы действия предшествуют решению задачи.
Учебная мотивация характеризуется прочно силой и стабильностью воспитательных мотивов.
Сила учебной мотивации считается показателем неодолимых желаний учеников и оценивается по степени и глубине осознания потребностей и самого мотива с их интенсивностью. Сила мотива определяется как физиологическими, так и психологическими факторами. К первым относят силу побудительного возбуждения, а ко вторым-знание результатов учебно-познавательной деятельности, понимание ее значимости, определенную свободу творчества. Также сила мотива определяется эмоциями, которые особенно ярко проявляются в детстве.
Устойчивость образовательного мотива заключается в оценке его присутствия во всех основных видах учебно-познавательной деятельности обучающегося, при сохранении его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, при сохранении хода времени. По сути, речь идет о стабильности установок, ценностных ориентаций и намерений обучающихся.
Можно выделить следующие особенности воспитательных мотивов:
а) мотивационная функция, характеризующая энергетику темы, другими словами, мотив причинности и определяющая активность студента, его поведение и деятельность;
б) является основной функцией, отражающей направленность энергии причины на конкретный объект, т. е. выбор и осуществление определенной линии поведения, так как личность учащихся всегда стремится к достижению конкретных познавательных целей. Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива;
в) регулятивные функции, суть которых заключается в том, что мотив определяет характер поведения и деятельности, который, в свою очередь, зависящие от реализации в поведении и деятельности учащегося либо узколобых (эгоистических), либо социально значимых (альтруистических) потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция состоит в том, какие мотивы являются наиболее значимыми, и поэтому большинство определяют поведение человека.
Наряду с ними выделяют стимулирующие, управляющие, организующие, структурирующие, смыслообразующие, контролирующие и охранительные признаки мотива.
Интерес (в общепсихологическое определении-эмоциональное переживание познавательной потребности) как один из компонентов воспитания, мотивации, необходимо обратить внимание на то, что выражение «интерес» часто используется как синоним учебной мотивации в повседневной жизни и в профессиональном педагогическом общении. Доказательством этого могут служить такие высказывания, как «неинтересно учиться», «надо развивать познавательный интерес» и т. д. Этот сдвиг в понятиях обусловлен, во-первых, тем, что в теории обучения возникла проблема, которая стала первым предметом изучения в области мотивации. Во-вторых, это объясняется тем, что сам интерес представляет собой сложное неоднородное явление. Под интересом подразумевается то, что является одним из интегральных проявлений сложных процессов в мотивационной сфере, и здесь важно различать типы интереса и отношения к обучению. Интерес, по мнению А. К. Марковой, может быть плановым, эффективным, широким, учебно-познавательным, процедурно-информационным, и высший уровень - преобразующий интерес0.
Важность создания условий для возникновения у педагога интереса к обучению (например, эмоционального переживания удовлетворения познавательных потребностей) и формирования собственно интереса зафиксирована многими учеными. На основе системного анализа были сформулированы основные факторы, способствующие тому, что преподавание представляет интерес для учеников. При таком анализе важнейшей предпосылкой формирования интереса к обучению становится выработка широких социальных мотивов действия, понимание его смысла, осознание значимости изучаемых процессов для собственной деятельности.
Необходимым условием формирования у обучающихся интереса к содержанию образования и учебной деятельности является умение проявлять интеллектуальную самостоятельность и инициативу в обучении. Чем активнее методы обучения, тем легче пробудить интерес к преподаванию. Основным средством поощрения устойчивого интереса является использование таких вопросов и задач, решение которых требует от учащихся активного поиска информации.
Важную роль в формировании интереса к преподаванию играет создание проблемной ситуации, когда учащиеся борются с проблемами, которые они не могут решить имеющимся у них запасом знаний; сталкиваясь с трудностями, убеждаются в необходимости новых знаний или применения старых к новой ситуации. Интересна только та работа, требующая постоянных усилий. Легкий материал, не требующий умственных усилий, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности является важнейшим условием возникновения интереса к ним. Трудность учебного материала и учебных задач, но это, приводит к увеличению интереса только тогда, когда эта тяжесть осуществима, преодолима, иначе интерес быстро уменьшается.
Учебный материал и методы обучения должны быть достаточно (но не слишком) разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только столкновением учащихся с различными объектами в процессе обучения, но и тем, что в одном и том же объекте могут быть обнаружены новые стороны. Одним из методов стимулирования познавательного интереса учащихся является показ учащимся новых, неожиданных, важных вещей в повседневной жизни. Новизна материала является важнейшей предпосылкой для возникновения интереса к нему. Но знание нового должно основываться на знаниях, уже имеющихся у учеников. Использование ранее приобретенных знаний является одним из основных условий формирования интереса. Важным фактором формирования интереса к учебному материалу является его эмоциональная окраска, живое слово учителя.
Эти положения могут служить своеобразной программой организации учебного процесса, которая конкретно направлена на формирование интереса.
Важным элементом анализа мотивационной сферы школьного образования является отношение учащегося к нему. Например, А. К. Маркса, который определяет три типа отношения к обучению: негативное, нейтральное и позитивное, что приводит к четкой дифференциации вышеперечисленного на основе включения в образовательный процесс. Очень важно управлять учебной деятельностью школьника …а) положительное, неявное, активное… означающее готовность школьника включиться в учение… б) … положительное, активное, познавательное, в) … положительное, активное, личностно-пристрастное, означающее включенность школьника как субъекта общения, как личности и члена общества. Иными словами, предметно-ориентированная образовательная деятельность охватывает область, или ее мотивацию, не только сложную, но и разнородную и многоуровневую, что лишний раз демонстрирует крайнюю сложность не только его создания, но и учета, и даже адекватного анализа.
Показать больше