Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Естественно-научный эксперимент – это разновидность эксперимента, при котором сравниваются уже существующие в повседневной жизни условия (различное семейное окружение, дошкольные программы и др.). При этом группы испытуемых тщательно подбираются для того, чтобы отобрать участников с максимально однородными характеристиками. Данная модель позволяет изучить естественно возникшие переменные, которые не зависят от манипуляций экспериментатора. Однако выявленные различия могут быть обусловлены другими факторами, которые не учтены исследователями.
Эксперимент является одним из основных методов научного познания вообще и психологического исследования в частности. Он отличается от наблюдения и других эмпирических методов активным вмешательством в ситуацию исследователя, который планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирует сопутствующие изменения в поведении исследуемого объекта. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы в причинно-следственных казуальных не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными.
1. Сущность экспериментального метода
Первый психологический эксперимент (В. Вундт) основывался на дуалистической теории внешнего параллелизма психического (как субъективного) и физиологического (как объективного).
Дуализм, доминировавший в психологии, по мнению
С.Л. Рубинштейна, отрицал объективное научное исследование сознания. Психология как самостоятельная экспериментальная дисциплина возникла в условиях кризиса ее методологии. В. Вундт, вводя в психологию экспериментальный метод, осознавал его ограниченность. На этом отмечал С. Рубинштейн: «Вундт никогда не стремился превратить эксперимент в универсальный метод психологии. Наоборот, он ограничивал его применение сферой более элементарных психологических функций и акцентировал, что высшие проявления духовной жизни следует изучать другими методами. В первую очередь он предлагал для их изучения исторический метод» 3, с. 62.
В настоящее время эксперимент рассматривается в контексте исследовательского метода, который классифицируют на неэкспериментальный (описательный) и экспериментальный. К неэкспериментальному методу принадлежат различные виды (методики) наблюдений, беседы, метод изучения продуктов деятельности.
Суть экспериментального метода заключается в целенаправленном создании условий, которые обеспечивают активный проявление исследуемого фактора (переменной) и регистрацию изменений, а также возможность активного вмешательства экспериментатора в ситуацию исследования и деятельность исследуемого.
Эксперимент (лат. experimentum — проба, опыт) — научно поставленный опыт наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления, измерять и регистрировать изменения, многократно воспроизводить его при повторении этих условий. Специфика экспериментального исследования в
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Асатурян В.И. Теория планирования эксперимента: учеб. пособие для вузов - М.: Радио и связь, 2016. – 248 с.
2. Бахарев Н.П. Планирование эксперимента: учеб. пособие. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2013. – 77 с.
3. Гоберман В. А., Гоберман Л. А. Технология научных исследований – методы, модели, оценки: учеб. пос. – М. : Моск. гос. ун-т леса, 2011. – 390 с.
4. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – СПб. : Питер, 2010. – 320 с.
5. Константинов В. В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. – СПб.: Питер, 2016. – 272 с.
6. Крушельницкая В. А. Методология и организация научных исследований: учебное пособие. - М.: Кондор, 2013. – 192 с.
7. Макаричев Ю.А., Иванников Ю.Н. Методы планирование эксперимента и обработки данных: учебное пособие. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2016. – 131 с.
8. Наринян А. Р., Поздеев В. А. Основы научных исследований: учеб. пос. / Европейский ун-т. – К. : Изд-во Европейского ун-та, 2002. – 109 с.