Фрагмент для ознакомления
2
Принцип универсальности считается основополагающим в применении права малоимущих на государственную социальную помощь.
В результате, законодательство не предусматривает каких-либо исключений из права на получение различных видов социального обеспечения в случае возникновения социально значимых случаев, указанных в нормативных актах. Однако принцип универсальности нельзя понимать, как безусловное право на выплаты, услуги и льготы в системе социального обеспечения. Правовые нормы определяют условия их предоставления. Реализация права на социальное страхование может зависеть, в частности, от участия гражданина в прошлом или в настоящее время в общественно-полезной деятельности, от уплаты страховых взносов и права на социальную помощь от уровня индивидуального дохода или среднедушевого дохода семьи.
2.2 Дифференциация условий социального обеспечения
Структура общественных отношений, регулируемая законом о социальном обеспечении, очень сложна и разнообразна. Социальное обеспечение не игнорирует такие критерии, как условия труда, возраст, пол, здоровье и другие факторы, которые влияют на трудоспособность и ведут к потере средств к существованию. Они отражаются в содержании определенных институтов и стандартов, определяющих их распространение. Критерии дифференциации не могут иметь ничего общего с предметом отношений, т.е. быть объективным по своей природе: вредные, климатические условия, особенно сложные и вредные условия предыдущей работы, или в зависимости от субъективных характеристик заинтересованных сторон, таких как физиологические характеристики и состояние здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).
Правила, которые предусматривают дополнительные права для определенных категорий граждан и которые не могут осуществлять общие нормы права по независящим от них причинам или для лиц, имеющих особое значение для государства, имеют особые достоинства. Преимущества могут быть классифицированы в соответствии с: содержанием (бесплатные лекарства, бесплатная доставка, освобождение от оплаты счетов за электроэнергию и жилье, бесплатная телефонная связь и т. Д.); лица (пенсионеры, инвалиды 1-й и 2-й групп, герои СССР и Российской Федерации, бывшие узники фашизма, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС и др.); источники финансирования (фонды социального обеспечения, государственные внебюджетные фонды, бюджеты различных уровней, федеральные и территориальные фонды социальной поддержки населения) и другие показатели. Дифференциация объективно необходима для того, чтобы сбалансировать материальное положение различных категорий социально незащищенных граждан и восстановить их положение в качестве полноправных членов общества. Однако дифференциация не должна быть непропорциональной, она должна препятствовать развитию всей системы социального обеспечения.
Дифференциация пенсионного возраста по полу, на мой взгляд, не оправдана, поскольку средняя продолжительность жизни женщин больше, чем у мужчин, а соотношение между фактическими пенсионными взносами и суммой пенсий, получаемых женщинами, меньше. При подготовке пенсионной реформы были рассмотрены возможности повышения пенсионного возраста и установления пенсионного возраста мужчин и женщин. Повышение пенсионного возраста женщин будет косвенно стимулироваться определением зависимости размера пенсии от ожидаемой продолжительности жизни.
Таким образом, условия оказания социальной помощи дифференцируются в зависимости от среднедушевого дохода, состояния здоровья и других факторов.6
2.3 Комплексность правового регулирования
Принцип сложности права на социальное обеспечение выражает идею обеспечения возникновения всех случаев, перечисленных в Конвенции МОТ о минимальных стандартах социального обеспечения: болезни, безработица, старость, несчастные случаи на работе, многодетные семьи, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца, потребность в медицинской помощи, Данный список служит руководством для организации национальных систем социального обеспечения. Но это не значит, что национальные системы применяются ко всем типам, перечисленным в Конвенции. Много стран ратифицировали Конвенцию только в отношении трех видов социального обеспечения, это не противоречит международным нормам. Не все эти случаи имели место в советскую эпоху российской истории. В 30-е годы безработица была исключена. Поэтому в советской системе социального обеспечения не было таких выплат, как пособия по безработице.
Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» определяет перечень страховых случаев, при которых предоставляется один или несколько видов обязательного социального страхования: возмещение затрат, связанных с оказанием необходимой медицинской помощи застрахованному медицинскому учреждению; пенсия по инвалидности; пенсия по старости; пособие по временной нетрудоспособности; пенсия по случаю потери кормильца; пособия по безработице; пособие по несчастным случаям на работе и профессиональным заболеваниям; фиксированное пособие для женщин, зарегистрированных в медицинских учреждениях на ранних сроках беременности; единовременная выплата при рождении ребенка; пособие по беременности и родам; ежемесячные выплаты по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей; пособие на санаторно-курортное лечение; социальное пособие на погребение).7
Главной социальной опасностью в последние годы является бедность, масштабы которой постоянно увеличиваются. Согласно данным Росстата, за черту бедности «отброшено» более 20 млн. наших соотечественников. Это свыше 15% населения России. Согласно результатам опроса, семья считается бедной, если на каждого ее члена приходится ежемесячно менее 15000 рублей.
Основным средством социальной защиты от бедности является социальная помощь. Однако государство пока не располагает необходимыми финансовыми ресурсами для планомерного осуществления реформ социальной помощи. Поэтому в настоящее время осуществляется лишь несколько мер по сокращению масштабов крайней нищеты. Экономический кризис не позволяет нам устранить основные причины бедности - низкие зарплаты и трудовые пенсии, а также задержки их выплат, безработицу, последствия вооруженных конфликтов и т.д. В рамках сложной политической ситуации в России постоянно возникают и новые обстоятельства, в связи с которыми граждане теряют свои средства к существованию, а также несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в краткосрочной социальной помощи.
Субъекты Российской Федерации, использующие собственные финансовые ресурсы, могут устанавливать дополнительные критерии предоставления адресной социальной помощи, в частности учитывать индивидуальные потребности заявителя.
Адресная социальная помощь (поддержка) включает в себя в основном пожилых людей (80 лет и старше) и свободных граждан, инвалидов 1 года и 2. дети-сироты, группы многодетных семей и некоторые другие группы населения. Во многих районах страны она распространяется на неработающих пенсионеров, неработающих женщин, ухаживающих за детьми в возрасте до 3 лет, а также воспитывающих трех и более детей в возрасте до 18 лет; воспитывающих детей в возрасте до 1,5 лет; одиноких матерей, вдов (вдовцов), опекунов, учащиеся общеобразовательных школ, техникумов, профессиональных училищ, имеющих полную государственную поддержку, безработные трудоспособные граждане, студенты и аспиранты, инвалиды лиды 1. группы и пожилые люди старше 80 лет, осуществляющие уход за детьми-инвалидами в возрасте до 16 лет. Эти категории граждан имеют право на получение социальных услуг, связанных с трудной жизненной ситуацией. Федеральным Законом «Об основах социального обслуживания» предусмотрены следующие виды социального обслуживания: социальное обслуживание на дому; материальная помощь; стационарное социальное обслуживание полустационарное социальное обслуживание.8
В настоящее время приоритетное значение придается развитию полустационарных и амбулаторных учреждений в связи с возможностью наибольшего охвата нуждающихся в помощи групп населения, а также максимальной приближенностью к месту их постоянного жительства.
Таким образом, универсальность или комплексность как принцип рассматриваемого права, есть гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.
2.4 Адекватность уровня обеспечения для удовлетворения основных потребностей человека
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
2. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 07.04.2020) О занятости населения в Российской Федерации
3. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об основах обязательного социального страхования"
4. Буянова, Марина Право социального обеспечения / Марина Буянова. - М.: КноРус медиа, 2013
5. Буянова М.О., Кондратьева ЗА., Кобзева СИ. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Особенная часть. М. 2001.
6. Галаганов, В.П. Право социального обеспечения. Учебник/ В. П. Галаганов.-М.: Академия, 2009.-416с.
7. Горшков, А.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие/ А.В. Горшков. - М: Омега-Л, 2009.-192с.
8. Добромыслов, К.В., Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения. Учебник/ К. В. Добромыслов, Е. Е. Мачульская.-М.: Книжный мир, 2009.- 416с.
9. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник/
М.Л.Захаров, Э.Г.Тучкова.-3-е изд. перераб. и доп.- М: БЕК, 2007. - 576с.
10. Лушникова, М.В., Лушников, А.М. Курс права социального обеспечения. Учебник/ М.В.Лушникова, А.М. Лушников.-М.: Юстицинформ, 2009.- 656с.