Фрагмент для ознакомления
2
Первоначально, организация работы с муниципальными торгами начинается с предоставления заявителю доступа к работе на электронной торговой площадке (ЭТП). Каждый субъект предпринимательства, желающий участвовать в муниципальных закупках должен пройти определенную процедуру аккредитации, а также иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП). Это два основных условия участия в муниципальных торгах. Сама процедура прохождения для юридических лиц бесплатна.
Одной из проблем организации данного процесса является то, что зачастую проведение торгов на размещение государственного и муниципального заказа осуществляется по торговому наименованию, что значительно сужает круг поставщиков, ограничиваясь только теми, кто занимается реализацией продукции данной категории [7, С.42]. После прохождения аккредитации, предприниматель может ознакомиться с заявленным муниципальным учреждением (заказчиком) ассортиментом и спецификацией на товары и услуги, а также максимальной ценой.
Важным аспектом оптимизации организации государственных и муниципальных закупок является введение с 1 января 2016 года порядка двухэтапного планирования. Двухэтапное планирование представляет собой ведение заказчиками двух обязательных для осуществления закупочной деятельности документов: помимо плана-графика заказчики должны будут формировать ещё один документ – план закупок.
План закупок представляет собой документ, отражающий полный перечень потенциально возможных закупок по разным категориям нужд организации, обеспеченных бюджетом. План-график – это перечень мероприятий по реализации плана закупок. Он содержит более детальную информацию об условиях процедур определения контрагентов.
Каждая форма проведения государственных и муниципальных имеет свои преимущества и регламентирована нормативно-правовыми актами, методическими рекомендациям (рис.2).
Рисунок 2. - Структура организации государственных и муниципальных закупок
На современном этапе размещение государственного и муниципального заказа посредством торгов (тендеров) является наиболее популярным способом проведения государственных закупок для регионов и всей страны. Согласно схеме проведения торгов Заказчик до последнего момента не владеет информацией о победителе, что существенно снижает риск мошенничества, сговора или подлога.
Можно выделить основные особенности размещения и управления государственного и муниципального заказа путем проведения торгов:
- снижение максимальной стоимости осуществляется самими участниками,
- появляется возможность размещения многолотовых позиций,
- работа с информацией от поставщиков осуществляется в режиме реального времени [27].
Таким образом, можно в качестве базы данного исследования принять следующее определение: сфера государственных закупок для государственных и муниципальных нужд это особая область обеспечения деятельности муниципалитетов и бюджетных организаций за счет проведения конкурсных мероприятий по выбору оптимальных поставщиков товаров и услуг с учетом обеспечения их высокого качества и эффективности использования муниципального бюджета [26, С.5].
Важным аспектом формирования системы государственных и муниципальных закупок и оптимизации ее организационного аспекта является информатизация процессов. Инновационные технологии, представленные специализированным программным обеспечением, использованием интернет-порталов, возможность использования электронной цифровой подписи и электронных торговых площадок позволило сформировать масштабный информационно-технологический плацдарм для развития муниципальных закупок и обеспечения максимально удобного, оперативного и прозрачного механизма взаимодействия муниципального учреждения и поставщика товаров и услуг.
Регионы и муниципалитеты заинтересованы в том, чтобы товары и услуги для учреждений социальной сферы, системы управления поставлялись не только надлежащего качества, но и по оптимальной цене, учитывая интересы местного бюджета [27]. В данном аспекте, в современных условиях муниципальные закупки позволяют органам муниципальной власти и управления, муниципальным организациям существенно экономить средства на приобретении нужных товаров и услуг, а также нивелировать коррупцию и завышенные расходы при осуществлении данного направления деятельности.
Итак, сфера муниципальных закупок является новой и перспективной области для обеспечения эффективной реализации органами местного самоуправления и органами государственной власти, казенными учреждениями своих задач по решению вопросов местного значения.
2.Особенности нормативно-правового обеспечения государственных муниципальных закупок в РФ
Нормативное правовое регулирование закупок товаров, работ, услуг основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона Российской Федерации от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федерального закона Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», иных федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов регулирующих отношения, связанных с осуществлением закупок.
Однако в 2013 году приняты новые изменения, отраженные в ФЗ-44«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». С 01.01.2014 заказчики в установленных законом случаях обязаны проводить экспертизу поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
С октября 2014 года действует постановление по нормированию закупок, определившее общие правила в части требований к установлению нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов (постановление Правительства РФ от 13 октября 2014 года № 1047). Аналогичное постановление на нормирование покупок, устанавливающее нормативные затраты, появилось и в рамках правил нормирования (постановление Правительства РФ от 20 октября 2014 года № 1084).
Учитывая достаточно инновационный характер решения законодателя о включении регламентации процесса планирования в нормативно-правовые основы и методические рекомендации о муниципальных закупках, важно обозначить проблемные аспекты данного вопроса.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст (по состоянию на 01.06.2016 г.)./ М.: ИНФРА-М, 2016, - 218 с.
2. Федеральный закон от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2005. - № 30. - ч. 1. - Ст. 3105.
3. ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС Консультант-плюс. СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «Консультант Плюс».– Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
5. Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
6. Абросимова О.В. Некоторые проблемы правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд / О.В. Абросимова. // Вестник Самарской гуманитарной академии. - Серия: Право. - 2014.- № 2(16). - С. 64-66.
7. Андрианова В.Н. История становления и развития правового регулирования государственных закупок в электронной форме в Российской Федерации / В.Н.Андрианова. // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2015. - № 27. - С. 23-26.
8. Анчишкина О.В. Особенности ценообразования в закупках // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. - 2015. - №2. - С.56-60.
9. Баранникова Е.С. Понятие, сущность и содержание гражданско-правового регулирования закупочных отношений в Англии, США и Российской Федерации // Бизнес в законе. - 2014. - № 2. - С. - 160-164.
10. Баранникова Е.С. Проблемы нормативного регулирования тендеров: английская практика // Пробелы в российском законодательстве. -2014.- № 3. -С. 31-35.
11. Белов В.Е. Нормирование в системе планирования государственных и муниципальных закупок: экономико-правовые аспекты// Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - №4. - С.57-62.
12. Зайцев В. И. К вопросу о совершенствовании регулирования сферы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 438-440
13. Золотарева А.Б. Рациональна ли существующая система централизации закупок? // Юридические исследования. - 2015. - № 12. - С.19-41.
14. Кривенчук Е. О. Формирование системы управления муниципальными закупками в Ленинградской области // Молодой ученый. - 2016. - №14. - С. 356-358.
15. Маковлева Е.Е. Актуальные вопросы применения национального режима в сфере государственных и муниципальных закупок // Вестник ОрелГАУ. - 2015. – №3. – С. 54-56.
16. Мамедова Н.А., Щербакова К.С. Оценка результативности деятельности ФАС России по осуществлению контроля в сфере государственных закупок // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право».- 2016. - №2.- С.33-41.
17. Медведева Н. Г. Проблемы правового обеспечения сферы управления государственными и муниципальными закупками // Инновационная наука. 2015.- № 5–3. С. 115-119.
18. Нестеров Н.В. Эффективность государственных закупок: «экономика должна быть» // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение – 2015 - №40.- С.58-63.
19. Национальный план противодействия коррупции // Российская газета - Федеральный выпуск №4721 (0). [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2008/08/05/plan-dok.html (Дата обращения: 22.05.2017)
20. Новый уровень контроля. Интервью начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Татьяны Демидовой // Бюджет.- 2016.- №. 4. – С. 23.
21. Отчет РАНХиГС при Президенте РФ о НИР по теме «Формирование и развитие контрактной системы в сфере закупок в субъектах Российской Федерации» // Москва, РАНХиГС, 2015.- 312 с.
22. Першин Д. А. Инфраструктура государственных и муниципальных закупок // Социально-экономические явления и процессы. 2014.- № 1.- С. 67–72.
23. Петров Д.А. Контрактная система в сфере закупок и публичные закупки как способы государственного воздействия на экономику. Конкурентное право. - 2013.- №3. - С 3.
24. Саакян Т.В., Хабаев С.Г., Крадинов П.Г. Нормирование государственных закупок как инструмент их интеграции с бюджетным процессом // Финансовый журнал. - 2015. - №5. - С. 5-10.
25. Сорокина Н.П. Механизмы и процедуры государственных и муниципальных закупок и особенности их применения // Современные научные исследования и инновации. 2015. - № 7 - [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56664 (дата обращения: 19.05.2017).
26. Официальный сайт Государственной информационной системы. - Электронный источник. Режим доступа: URL: http://zakupki.nso.ru/ (Дата обращения: 22.05.2017)
27. ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ Электронный источник. Режим доступа: URL: https://www.pro-goszakaz.ru /(Дата обращения: 22.05.2017)