Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В стремлении соответствовать современным запросам государства и личности, педагогическая наука ищет и пытается обосновать новые образовательные подходы, принципы, условия и средства, а также методы развития конкурентоспособности личности в процессе подготовки специалиста для разных областей профессиональной деятельности. Полученные результаты позволяют достичь одну из наиболее важных целей, а именно гармонизировать деятельность человека и общества.
В рамках данного исследования особое внимание уделяется совершенствованию культуры специалиста по экономической безопасности. Некогда совершенно новая и востребованная специальность стала причиной большого спроса на обучение в ВУЗе по данному направлению. Сегодня специалистов в данной сфере достаточно много и не смотря на различную направленность их деятельности конкуренция, существующая на рынке труда, не могла не коснуться данной профессии.
Естественным остается тот факт, что в любой профессии остаются те, кто поистине является профессионалом своей деятельности. Тем не менее, современное общество дала новое определение профессионализму, заменив его на профессиональную культуру, когда речь идет не только о наличии знаний, но и об умении обоснованности сложившейся ситуации, а также прогнозировании возможного исхода событий.
Данные навыки также являются теоретическими, но при этом идут во взаимосвязи с практическими, и часто носят больше гуманистическую направленность.
В рамках данного исследования предпринята попытка анализа существующей конкуренции на рынке труда в сфере экономической безопасности, а также определения тех навыков, которыми должен обладать специалист в данной сфере, чтобы быть успешным и востребованным и какими средствами возможно развитие и совершенствования культуры специалиста по экономической безопасности.
Цель исследования: Рассмотреть конкуренцию как причину совершенствования культуры специалиста по экономической безопасности.
Задачи:
- дать определение понятию конкуренции;
- выявить взаимосвязь конкуренции на рынке труда и профессиональной культуры специалиста по экономической безопасности;
- описать особенности деятельности и профессиональных навыков специалиста в сфере экономической безопасности;
- выявить возможные методы развития и совершенствования культуры специалиста в сфере экономической безопасности.
Исследованию данного вопроса посвящены труды таких исследователц, как М. Портер, Дж. Кларк, Э. Чемберлин, Й. Шумпетер, Ф. Хайек и др. Среди отечественных авторов можно выявить таких специалистов, как А.Я. Анцупов, А.И. Добрынин, А.Г. Гаврилова, А.Г. Шмелев, Т.Н. Гоголева и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Конкуренция на рынке труда
1.1. Конкуренция и культура конкурентных взаимодействий
Конкуренция - это взаимодействие между субъектами, которые конкурируют за общие и ограниченные условия существования и функционирования (ресурсы, потребители и т. д.). Хозяйствующие субъекты, которые непрерывно взаимодействуют, – это потребители (основной целью которых является максимальное удовлетворение собственных потребностей и запросов с минимальными затратами), производители (которые стремятся извлечь максимальную прибыль из собственной хозяйственной деятельности) и государство (которые стремятся поддерживать благосостояние всего общества и обеспечить это благополучие). Субъекты конкуренции - это непосредственные участники конкурентного взаимодействия, которое происходит в реальном или виртуальном режиме, прямо или косвенно.
Конкуренция между специалистами может возникнуть не только на рынке труда, но также и в какой-то отдельной сфере, отрасли народного хозяйства (отдельных товаров, услуг, работ). Если говорить о рынке труда, то в данном случае между собой конкурируют работники, которые уже работают в компании или стоят на бирже. Несмотря на то, что они свободны в выборе работодателя, тем не менее и работодатели могут самостоятельно решать увольнять или принимать сотрудника. Центральным объектом конкуренции между специалистами являются: определенные виды работ и/или должностей; привлекательные сегменты рынка труда; информация, которая касается вакантных рабочих мест.
При этом, необходимо понимать, что профессиональная деятельность носит не только индивидуальный, но и коллективный характер, по этой причине можно определить существование не только индивидуальной, но и коллективной конкуренции. В первом случае в качестве субъекта конкуренции выступают индивидуальные специалисты, во втором – субъек будет коолективным, по крайней мере одним из субъектов будет являться трудовой коллектив (организация, учреждение, ведомство и др.).). Специалисты компании, представляя собой участников коллективной трудовой деятельности конкурируют с другими профессиональными группами или отдельными лицами, тем не менее могут конкурировать друг с другом. Объектами этого соревнования могут быть лидерство в группе, определенная часть коллективной работы и т.д. Отношения внутри субъекта коллективной конкуренции будут характеризоваться диалектическим единством конкуренции и кооперации.
Помимо конкуренции, важным понятием, которое способно охарактеризовать поведение специалистов на рынке труда, является категория взаимодействия, которая имеет непосредственное отношение к сфере взаимосвязанного воздействия друг на друга различных субъектов. Конкурентные взаимодействия представляют собой взаимодействие субъектов экономических отношений на конкурентном рынке; единство воздействий и совместных действий субъектов конкуренции. Иными словами, единство двух видов деятельности участников, «доля» (репрезентация) каждого из которых варьируется в зависимости от вида соревнования (конкретного, предметного), типа субъектов (индивидуального, коллективного), объектов и объектов, целей соревнования и т.д. В качестве наиболее важных характеристик конкурентного взаимодействия выступают: наличие конкурирующих субъектов; наличие субъектов и объектов конкуренции (оснований для конкуренции); способность понимать ситуацию, которая происходит на рынке, а также ее изменения; способность к альтернативному (экономическому) поведению в зависимости от уровня владения рыночной информацией; способность приобретать и должным образом демонстрировать конкурентные преимущества (ценовые и неценовые).
Достичь указанных результатов удалось не только за счет экономических (в том числе ценовыми) преимуществам организаций, но и
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Дусенко, С. В. Профессиональная этика и этикет / С.В. Дусенко. - М.: Академия, 2015. - 224 c.
2. Балог, М. М. Введение в специальность «Экономическая безопасность» : Учебное пособие. — Псков : Псковский государственный университет, 2015 — 68 с.
3. Гаврилова А. Г. Конструктивная конкурентная среда в системе трудовых отношений : мо-ногр. - М. : Спутник+, 2015. - 152 с.
4. Клименко А. А. Культура конкурентных взаимодействий: понятие и воспитание у обучающихся : учеб. пособие / А. А. Клименко, С. А. Хазова, И. В. Лебедева. – Краснодар : КубГАУ, 2018. – С. 117
5. Лебедева И.В. Культура конкурентных взаимодействий как личностное качество конкурентоспособного специалиста. – Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология – 2016 – С. 1-7
6. Лошаков А. П. Предпосылки формирования и сущность экономической безопасности предприятия. // Вопросы экономических наук. – 2014. — № 5. – С.87-89.
7. Смирнов, Г. Н. Этика деловых отношений. Учебник / Г.Н. Смирнов. - Москва: Гостехиздат, 2015. - 272 c.
8. Уварова Л.И. Формирование экономической культуры в процессе вузовской социализации. – Современные проблемы экономической психологии в России. Социокультурный аспект. Мат-лы науч.-практ. семинара. – СПб, Гос. ун-т экономики и финансов, 2017, – с.175-180.
9. Этика деловых отношений: учебник.авт:Смирнов Г.Н.. - Москва: Высшая школа, 2017. - 236 c.
10. Сундеева Л.А. Культурологический подход к проектированию современных образовательных систем // Вектор науки ТГУ. 2016. № 3 (13). С. 341-343.