Фрагмент для ознакомления
2
историю развития политической и правовой мысли. В наиболее цельном и систематическом виде учение Гегеля о государстве и праве изложено в его труде «Философия права» .
Основная задача философии права – научное познание государства и права, их взаимодействие. Гегель отмечает, что «Наше произведение, поскольку в нем содержится наука о государстве и праве, будет, поэтому попыткой постичь и изобразить государство как нечто разумное внутри себя. В качестве философского сочинения оно должно быть дальше всего от того, чтобы конструировать государство, каким оно должно быть…». Гегель определял три понятия «права»: право как свобода; право как ступень и форма свободы; право как закон.
Государство представляет собой, по Гегелю, идею разума, свободы и права. «То, что есть государство, – пишет Гегель, – это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю». Хотя Гегель и признает возможность существования плохого и негативного государства, которое лишь может быть реально, но не действительно, не обладает внутренней необходимостью и разумностью. Одним из основных подходов соотношения государства и права в настоявшее время является этатический подход, который исходит из приоритета государства над правом. Если исходить из этого подхода, то право рассматривается как государственной деятельности, как его следствие. Государство предшествуя праву, порождает его.
Так же, присутствует и другой взгляд на соотношение государства и права – либертатно - юридическая концепция государства как выражение правовой формы организации публичной власти свободных людей. Данный подход считается противоположным этатизму. В данном виде право не имеет принудительного характера.
Новое понимание природы гражданского общества возникает в трудах Томаса Гоббса (1588-1679 гг.) . В середине XVII века, а именно с выходом в свет произведений Т. Гоббса «О гражданине», «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», в Европе определилась проблематика гражданского общества, которое стало одной из центральных политических и философских идей Нового времени и до наших дней. Т. Гоббс осуществил смелый разрыв с платоновской и аристотелевской традициями. Мыслитель стремился согласовать признание естественного права с индивидуальной свободой человека и рассматривал взаимодействие между людьми по образцам взаимодействия в природе. Сущность взаимодействия приобретала механистический характер и объяснялась по принципу детерминизма, в аспекте которого особое значение приобретает гоббсовское понимание свободы .
Русская философия права рубежа XIX – XX вв. была представлена несколькими направлениями, среди которых немало оказалось представителей юриспруденции, стремившихся в той или иной степени соединить философию Канта с современными им направлениями политической и правовой мысли. Один из таких вариантов осмысления правового государства предложил известный философ права Павел Иванович Новгородцев. В его концепции тема государства связана с пониманием нового этапа в развитии естественного права и философией права в целом. Основополагающий вопрос философии права – должна ли нравственность быть субъективной (Б.Н. Чичерин) или социальной (В.С. Соловьев) – чрезвычайно волновал и П.И. Новгородцева, который считал необходимым дополнить философию Канта социальной этикой. Это положение влияло и на понимание назначения и задач государства на рубеже XIX–XX вв. Кроме того, обращение неокантианцев к проблемам правового государства определялось самой методологией неокантианства – необходимостью обосновать априорный характер права, доказать, что принципы права (свобода, равенство, самостоятельность, как их понимал Кант) исходят из чистого разума.
Разрабатывая проблемы государства, Новгородцев тщательным образом исследовал политико-правовую идеологию: и работы тех, кто избрал началом своих воззрений свободу (Констан, Смит, Бентам, Кант), и теоретиков государства и права, склонившихся к государственному образу мыслей (Руссо, Гегель, Фейербах, Маркс, Лассаль). По мнению отечественного мыслителя, единственным теоретическим выходом разрешения антиномии личность – государство явилось выявление границ деятельности государства. Теория правового государства, полагал русский правовед, опирается на две теории: теорию народного суверенитета и теорию индивидуализма, которые в начале XX в. находились в кризисном состоянии. Кризис теории народного суверенитета выразился в разочаровании политической демократии, кризис индивидуализма – в борьбе за позитивные функции государства, за социальную интерпретацию демократии. Результатом первого процесса была нарастающая критика государства, а второй вызвал тенденцию к расширению правительственного контроля над социальной жизнью. Тем не менее, А. Валицкий справедливо подчеркивал, что Новгородцев, критикуя идею народного суверенитета, стремился все же ее сохранить в качестве регулятивной идеи, противопоставляя позитивистским концепциям абсолютной власти любого государства.
Разделяя идеи правового и социального государства, сторонники неокантианской философии выступили против ряда социологических доктрин, притязавших на аналогичные идеалы. Многие правоведы конца XIX – начала XX в. утверждали, что в основе правового государства лежит идея социального мира и солидарности всех групп, классов, союзов и что практическое воплощение этой задачи реализуется в зависимости от конкретных условий. В начале XX в. для распространения идей солидарности в отечественном правоведении большое значение имели труды французского юриста Л. Дюги, многие из которых были переведены на русский язык и неоднократно переиздавались.
2. Понятие и виды методов познания предмета юридической науки
Что касается содержания юридической науки, то оно охватывает совокупность составляющих, которые обеспечивают систему научных знаний, умений, навыков. В современное содержание юридической науки входят: практическая, теоретическая, методологическая основы.
На сегодняшний день современная юридическая наука дисциплинарно организована (состоит из различных сфер знаний, которые взаимодействуют и одновременно имеют относительную самостоятельность). Она, прежде всего, характеризуется возникновением большого количества новых отраслей научного знания, что составляет систему юридических наук (историко-теоретические науки, отраслевые науки, прикладные науки, международно-правовые науки). Роль и место юридической науки в обществе, других науках наиболее полно раскрываются через функции и содержание науки.
Методологическая функция – изучение правовой действительности, также позволяет определить направления, способы, ориентиры исследования в области юриспруденции. Кроме этого, методологическая функция включает в себя правила, положения и рекомендации для практической деятельности, например в области правотворчества, которые формируются на основании оценивания эффективности регулирования общественных отношений, что позволяет «увидеть» недостатки и устранить пробелы в правовом регулировании . Методологическая основа – способы организации познавательного процесса с помощью определенных принципов, приемов, методов и средств. Например, исторический метод – изучение истории развития науки теории государства и права.
Так, например, поскольку теория государства и права выполняет методологическую функцию, в эту группу можно отнести методы, которые для прикладных наук относятся к специально-научным:
Показать больше