Фрагмент для ознакомления
2
Под заметным влиянием естественно правовых идей развиваются и дальнейшие философско-правовые концепции. Здесь в первую очередь, стоит отметить Г.Β.Φ. Гегеля труды которого очень сильно повлияли на историю развития политической и правовой мысли. В наиболее цельном и систематическом виде учение Гегеля о государстве и праве изложено в его труде «Философия права».
Государство представляет собой, по Гегелю, идею разума, свободы и права. «То, что есть государство, – пишет Гегель, – это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю». Хотя Гегель и признает возможность существования плохого и негативного государства, которое лишь может быть реально, но не действительно, не обладает внутренней необходимостью и разумностью .
Государство и право являются результатом социализации человека, установления между людьми осознанных и согласованных отношений, которые позволили нам говорить о формировании сплоченного, стабильного и целенаправленно развивающегося сообщества. Сами философско - правовые исследования восходят еще к учениям первых древнегреческих мыслителей, таких как Сократ, Платон, Аристотель и древнеримских философов, самым ярким представителем которых является Цицерон. Именно этот подход, лег в основу всех дальнейших философско - правовых воззрений.
Согласно Сократу между гражданином и полисом существует некий договор, закрепленный законами полиса, которые обязаны соблюдать его граждане. Государство и издаваемые им законы являются для граждан определяющими их жизнь.
В свою очередь, главная мысль Новгородцева – обоснование идеи личности, суть которой сводится к признанию естественных прав человека и обоснованию новых, социальных прав, в том числе права на достойное человеческое существование. Поэтому он выступал против насильственного уравнивания индивидуальности и самобытности личности, показав возможные стеснения личной свободы со стороны государства (Констан, Гумбольдт) и со стороны общества (Токвиль, Милль). Таким образом, проблема поиска границ деятельности государства соединяется с личностным, кантианским началом философии Новгородцева.
В этой связи можно заметить, что юристы – сторонники кантианской философии защищали идею правового государства. Она, по их мнению, обосновывает ценность человеческой личности: индивидуальность не должна и не может исчезнуть, ее нельзя заглушить никаким уравнением. Что касается процесса развития индивидуальности, то это, рассуждали философы права, прежде всего, вопросы культуры и сознания людей. Достояние и цель человека с позиции критической философии – быть самим собою, стремиться к неравенству, превзойти других и себя. Поэтому в развитых обществах разнообразие есть качественное сочетание различий: развитие общества приводит к большей дифференциации общественных связей, появляется больше возможностей для проявления личности, следовательно, человек более свободен, а значит, индивидуален и самобытен. Вместе с тем очевидно, что с возрастающими темпами взаимозависимости членов общества человеку все труднее проявить себя в качестве независимой личности. Понимание этого обстоятельства, по оценкам Новгородцева, и обусловило на рубеже XIX–XX вв. кризис теории ндивидуализма.
Другая сторона требований личности – равенство также находилось в это время в состоянии становления. С конца XVIII в. и на протяжении XIX в. равенство понималось главным образом как равенство перед законом. В этой связи уместно вспомнить положения философии Локка, считавшего, что должен быть один, равный для всех людей закон – закон для богатого и бедного, для фаворита при дворе и крестьянина за плугом. Закон предоставлял всем лицам равенство в проявлении своей свободы, уравнивая их в признании этой свободы и уничтожая все ограничения, противоречащие равенству прав. Это требование заключалось в Декларации прав человека и гражданина и положениях Конституции 1791 г. Вместе с тем существовал и другой подход к требованию равенства – понятие материального уравнения лиц. Наиболее ярко он проявился в учении Бабефа и его последователей – бабувистов, которые требовали безусловного равенства индивидов: снести все до основания, лишь бы остаться при одном равенстве. Идеологию и практику бабувизма кантианцы подвергали жесткой критике, поскольку он противоречил принципу личности, – «это заговор против человеческой природы». Для Новгородцева идеалом, реализуемым на практике, стала идеология неолиберализма. Он с одобрением пишет о свойственной для этой идеологии свободе в положительном смысле. На государство согласно этому подходу возлагались уже не только задачи по обеспечению внешней охраны
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гоббс Т. О гражданине // Гоббс Т. Собрание сочинений: в 2-х т. М. : Мысль, 1989. Т. 1. 270 с.
2. Дзыбова С.Г. К вопросу о понимании права человека в современной теории государства и права // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Религиоведение, философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. Вып. 1. С. 175-178.
3. Дзыбова С.Г. Правовая система и гражданское общество: механизмы взаимовлияния // Российская юстиция. 2016. № 6. С. 2-4.
4. Павлов С.Ю. Признаки государства в античной государственно-правовой философии // Вестник Института права Башкирского государственного университета. 2018. № 1 (1). С. 7-13.
5. Платон. Диалоги : пер. с древнегреч. / сост., ред. и авт. вступит. ст. А.Ф. Лосев. М. : Мысль, 1986. 309 с.
6. Политико‐правовые ценности: история и современность / [В.Г. Графский, Д.В. Дождев, Н.Н. Ефремова и др.] ; отв. ред. В.С. Нерсесянц. М. : Эдиториал УРСС, 2000. 293 с.
7. Фролова Е.А. Идеи социального и правового государства в философии права П.И. Новгородцева // Государство и право. 2018. № 7. С. 57-63.
8. Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М. : Наука, 1966. 175 с.