Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Опыт показывает, что лица, не обладающие достаточными способностями к определенной деятельности, не имеющие «предназначения» к определенной профессии, не только значительно дольше других и с большими трудностями овладевают этой деятельностью, но и работают хуже, чаще допускают ошибки и просчеты, являются виновниками аварий на производстве, ненадежны [2].
Все это имеет отношение и к актуальной на данный момент профессии управленца. Профессионально непригодный менеджер является угрозой распада предприятия в целом. Таким образом, подбирая менеджера, целесообразно подбирать человека с определенным набором индивидуально-психологических качеств.
Таким образом, целью данной работы является прогнозирование профессиональной пригодности руководителя.
Согласно цели ставим перед собой ряд задач:
1) изучить понятие профессиональной пригодности в психологической литературе;
2) спрогнозировать профессиональную пригодность потенциальных руководителей.
Методы исследования: теоретического характера - изучение психологической литературы; эмпирического характера – диагностика с помощью дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова (ДДО), проведение количественного, качественного и статистического анализа полученных данных.
1. Профессиональная пригодность в теоретическом аспекте
Современное общество не может обойтись без знаний о психологии трудовой деятельности. Высокая роль психологии труда обусловлена особенностями социально-экономического уклада жизни современного общества. В сфере трудовой деятельности намечаются некоторые тенденции [5, стр. 15]:
1) возрастание сложности трудовой деятельности;
2) повышение ответственности профессионала за трудовую деятельность;
3) распространение опасных условий труда на более широкий спектр профессий;
4) повышение требований к уровню профессиональной пригодности к труду вообще и к конкретным профессиям в частности.
Интенсивная разработка прикладных вопросов психологии труда, а именно профессиональная пригодность, профориентация, профотбор, профподготовка, проектирование деятельности принадлежат В.Д. Шадрикову [8], Е.А. Климову [5].
Проблема профессиональной пригодности субъекта труда стала отдельным направлением изучения психологии профессиональной деятельности. Вопрос профессиональной пригодности субъекта труда объединяет в своем решении и элементы теории деятельности из общей психологии, и ее практическое значение. Решение данного вопроса предполагает рассмотрение ряда моментов [5, стр. 21]:
1) Индивидуально-психологические различия субъектов труда. Личностные особенности профессионалов оказывают влияние на:
развитие свойств и качеств личности на этапах карьерного роста;
характер и степень проявления профессиональных способностей;
структуру и динамику профессиональной мотивации.
Поскольку состояние перечисленных психологических свойств и описывает общий уровень желаемой подготовки профессионалов, адаптацию к деятельности, описывает все проявления, процесс формирования профессиональных качеств и решение вопросов в конкретной деятельности, то оно и определяет уровень соответствия человека требованиям деятельности.
2) Сущность конкретной деятельности, с которой соотносится субъект:
содержание профессиональной деятельности;
средства и условия, объединенные в систему требований к субъекту труда;
характер изменения структуры деятельности с развитием профессии;
объективная и субъективная значимость трудовой задачи.
3) Пригодность субъекта как профессионала. Данное качество определяется успешностью, производительностью, надежностью трудовой деятельности субъекта. Причем данные показатели, полученные на практике при сравнении их с образцовыми, установленными показателями, начинают приобретать оценочное значение для человека. При этом оценочное значение может быть определено двояко [5, стр. 23]:
во-первых, значением оценки в регулировании деятельности, основанной на механизме включения обратной связи;
во-вторых, влиянием оценки на процесс решения определенного социального, экономического, профессионального вопроса определенного индивида; влиянием на рассуждения об уровне его подготовки, перспективности, профессионализме.
Профессиональная пригодность может быть рассмотрена с двух точек зрения [8 стр. 26]:
1) как качество деятельности, характеризующее реализуемый субъектом уровень ее успешности;
2) как человеческое качество, которое отражает его возможности по достижению и реализации заданных нормативов деятельности.
Именно поэтому при изучении процесса формирования и проявления профессиональной пригодности следует учитывать эмпирически полученные данные и анализ собственно деятельности и самого индивида, их взаимосвязь и взаимовлияние. Так же следует учитывать форму представления данной связи, характер ее преображения, диагностические методы и способы получения прогноза положительной динамики в их взаимной адаптации.
Задача изучения психологических особенностей деятельности состоит в представлении основных компонент структуры деятельности в виде единой целостной системы. В.Д. Шадриков успешно решил данную задачу в рамках разработанной концепции системогенеза профессиональной деятельности. Ученый доказал неаддитивность процесса овладения профессиональной деятельностью. Составляющие профессиональной деятельности формируются все одновременно. Таким образом, деятельность закладывается всецело, пусть и в неокончательно развитом виде [8, стр. 31].
Функциональное состояние, надежность и пригодность субъекта к профессиональной деятельности причинно-следственно связаны. Данная связь определила введение «функциональной надежности» в систему деятельности. Функциональная надежность проявляется в нормальных и экстремальных условиях труда.
Физиологическая направленность вопроса надежности выражается в наличии ряда уникальных для человека функциональных систем организма, которые возникают в ответ на внешние и внутренние средовые раздражители [6, стр. 60]:
1) изменчивость;
2) реактивность;
3) адаптивность.
Показать больше