Фрагмент для ознакомления
2
10. Какие операции воображения использованы при создании этой картинки? Перечислите их и соедините стрелками с соответствующими фрагментами рисунка.
Акцентирование - покосившийся дом на курьих ножках; гиперболизация - нос, подбородок, куриная ножка, агглютинация - месяц и лицо, ступа с метлой - как способ передвижения, дом и куриная нога.
Акцентирование
Гиперболизация
Агглютинация
11. Определите, какие когнитивные стили могут быть диагностированы с помощью данных заданий
1. Испытуемый сидит на стуле в маленькой освещенной комнате. Стены и стул отклонены от вертикали в разные стороны. Задача испытуемого – поставить стул перпендикулярно поверхности земли.
2. В течение трех минут испытуемому предлагается называть слова, связанные, по его мнению, со словом-стимулом, например, «дом». Ответы классифицируются в зависимости от величины дистанции относительно слова-стимула (описание дома, внутреннее строение дома, внешние характеристики дома, окружающий ландшафт, игра словами, то, что не относится к дому). Главным показателем является количество ассоциаций, отдаленных по смыслу от слова-стимула.
3. Оценивается траектория движений глаз ребенка при решении задач на идентификацию объекта, а также время, затраченное на выполнение задания.
Ответ. 1 - гибкий контроль, высокая толерантность к нереалистическому опыту; 2 - широкий сканирующий контроль; 3 - полезависимость или поленезависимость.
Тема 2. Эмоциональная сфера
1. Объясните результат, полученный в исследовании:
В эксперименте две группы испытуемых – японцы и американцы – смотрели видеоролик, визуальный ряд которого вызывал отвращение, в трех ситуациях: в одиночестве, в присутствии молодого ассистента экспериментатора и в присутствии высокостатусного экспериментатора-профессора. Испытуемые-американцы выражали отвращение во всех трех случаях. Испытуемые-японцы демонстрировали яркую реакцию отвращения только в одиночестве; во второй ситуации отвращение было едва заметно, в третьей на их лицах оставалось выражение спокойствия.
Ответ. Это связано с национальной культурой общения. Американцы свободно выражают свои эмоции при других людях, независимо от статуса. Японцы эмоционально сдержаны в присутствии других людей, и чем выше статус человека, тем более они осторожны.
2. Предскажите результаты эксперимента. Ответ обоснуйте.
Экспериментаторы предлагали испытуемым фотографии, на которых изображались толпы людей с одинаковыми выражениями лиц, и только одно отличающееся лицо. На первой фотографии среди сотен счастливых лиц было одно гневное, на второй – наоборот (среди гневных лиц одно счастливое). Оценивалось время, за которое испытуемый найдет лицо, отличающееся от остальных. В каком случае задание выполнялось быстрее? Почему?
Ответ. Задание будет выполняться быстрее при поиске гневного лица. Это можно объяснить тем, что по своей природе мы быстрее реагируем на опасность и соответственно быстрее распознаем сигналы угрожающие жизни.
Тема 3. Регуляторная сфера
1. Какие ситуации иллюстрируют побудительную, а какие - тормозную функции воли?
1. Студент уже целую неделю интенсивно готовится к экзаменам, отказываясь от встреч с друзьями, ради того, чтобы досрочно сдать сессию и уехать на обучение в Англию.
2. Аня второй час гуляет по улице с крайне симпатичным ей Андреем. Несмотря на то, что ее новые туфли ужасно жмут, она не прекращает разговор, продолжает прогулку и улыбается.
3. Молодая жена, готовя ужин, сильно пересолила. Однако муж ест, не высказывая неудовольствия.
Ответ. 1 - побудительная; 2 - побудительная; 3 - тормозная.
2. Предскажите результаты эксперимента:
Преподаватель Саутморского колледжа (Пенсильвания, США) предложил студентам ради получения дополнительных баллов написать эссе на одну из заданных тем (в американской системе оценок каждый балл – это существенный плюс, и студенты стремятся набрать как можно больше баллов). Одной группе он предложил на выбор 6 тем, другой – 30. В какой группе было больше выполненных работ? Почему?
Ответ. Больше работ выполнят студенты первой группы. Потому что ограниченные возможности упрощают выбор. Большое количество возможностей наоборот существенно усложняют выбор и заставляют постоянно сомневаться в сделанном выборе.
3.Объясните результаты эксперимента:
Американские психологи сконструировали такую карусельку с погремушками, висящую над кроваткой младенца, которая реагировала бы вращением на определенные движения головы ребенка. Дети научились этому фокусу за несколько дней и начали активно управлять игрушкой. Над кроватками другой группы младенцев висели такие же игрушки, но без возможности управления ими. Когда через две недели у второй группы также появилась возможность управлять каруселькой, оказалось, что они не способны научиться этому.
Ответ. Возможность управлять каруселькой появилась у второй группы, когда исследование нового предмета детьми на тот момент было уже закончено и новая функция не привлекла внимание детей.
4. Объясните факты, вспомнив известные вам механизмы внимания:
1) Существует так называемый «эффект вечеринки»: если человек, находящийся в компании и поглощенный интересной беседой, внезапно слышит свое имя, негромко произнесенное кем-то в другой группе гостей, он быстро переключает внимание на их разговор и перестает слышать то, что говорится в его группе.
2) Если человеку через наушники предъявлять два разных информационных сообщения, предупредив его, что по окончанию прослушивания он будет должен отчитаться за то, которое подавалось в левое ухо, он не припомнит ту информацию, которая подавалась в правое.
3) В экспериментах испытуемому через наушники одновременно предъявлялись два вида информации: в одно ухо – «сыр», «пять», «мышь», в другое – «три», «ест», «четыре». Необходимо было отдельно назвать слова, услышанные каждым ухом. Если испытуемому предварительно сообщалось, что слова будут связаны в предложение, часто при самоотчете выяснялось, что человек «одним ухом» слышал «СЫР ЕСТ МЫШЬ», а другим – цифры.
Показать больше