Фрагмент для ознакомления
2
АНАЛИЗ КОНСПЕКТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ (УРОК ИЗУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО ПРАВИЛА)
Тема: Мягкий знак на конце имен существительных женского рода после шипящих (Приложение 1)
Данный конспект рассчитан на проведение урока русского языка в 3 классе общеобразовательной школы. Тема урока – «Мягкий знак на конце имен существительных женского рода после шипящих». Это урок изучения нового орфографического правила.
В ходе урока учащиеся выделяют следующие признаки орфограммы:
У существительных ж.р. после шипящей на конце пишется Ь.
У существительных м.р. после шипящих Ь не пишется.
К данному моменту учащиеся уже знают, что такое имя существительное, умеют находить его в тексте, определять род имен существительных, знают о роли мягкого знака в словах, умеют находить шипящие в словах. Все эти знания, умения и навыки помогают им в знакомстве с новой орфограммой.
При знакомстве с новым правилом перед детьми ставится проблемная ситуация:
«На слайде появились слова помощь плащ
-Чем похожи слова? (Существительные, в единственном числе.)
-Произнесите, какой последний звук вы слышите? (оканчиваются на шипящий Щ).
-Чем отличаются слова? (ж.р. и м.р., в слове помощь в конце стоит мягкий знак, а в слове плащ его нет).
-Продолжим сравнение.
На доске появляются слова:
НОЧЬ МЯЧ
МЫШЬ МАЛЫШ
-Чем похожи все слова? (существительные, оканчиваются на шипящий)
-Что общего у слов 1 столбика? (ж.род, мягкий знак на конце)
-Проанализируйте слова 2 столбика. (м.род, мягкого знака на конце не пишется).
-Что показывает нам Ь в существительных 1 столбика?
(Указывает на род имени существительного)
-Вы уже знаете, что буква Ь выполняет 2 функции».
Далее учащиеся самостоятельно формулируют новое правило:
«У существительных ж.р. после шипящей на конце пишется Ь.
А у существительных м.р. после шипящих Ь не пишется».
Над усвоением формулировки орфографического правила дети продолжают работать и при составлении алгоритма работы (жаль, что в анализируемом конспекте автор его не отобразил).
На применение изученного правила в ходе урока учащиеся выполняли следующие виды упражнений:
1) работа с учебником (выполнение упр.13);
2) игровая физминутка («Выйдите из-за парт. Я буду загадывать загадки, отгадки которых будут именами существительными с шипящими на конце. Если отгадка – это имя существительное женского рода, то девочки должны подпрыгнуть на месте и хлопнуть в ладоши над головой. Если отгадка – это имя существительное мужского рода, то прыгают на месте и хлопают в ладоши над головой мальчики. Сразу после выполнения действия отгадка появится на экране. Если вы допустили ошибку, можете исправиться»;
3) тестовое задание в качестве контроля.
Сопоставление данного правила с другими было проведено в начале урока в процессе решения проблемной ситуации, когда учащиеся говорили о роли мягкого знака в слове.
На уроке были реализованы следующие условия успешного формирования орфографического навыка:
- самостоятельное «открытие» нового знания;
- самостоятельная формулировка нового орфографического правила;
- составление алгоритма работы;
- работа с упражнением учебника;
- включение в игру;
- тестирование;
- подведение итогов.
Показать больше