Фрагмент для ознакомления
2
Анализ расходов по элементам представлен в таблице 7.
Таблица 7 – Анализ расходов от перевозок по элементам затрат
Калькуля-ционные статьи затрат Предыдущий год Анализируемый год Отклонение Темп роста, % Влияние структурных сдвигов, %
Абс. величина, тыс. руб. Уд. вес, % Абс. величина, тыс. руб. Уд. вес, % Абс. величина, тыс. руб. Уд. вес, %
Материальные затраты 200 456 27,53 221 891 27,07 21 435 -0,46 110,69 2,94
Затраты на оплату труда 86 366 11,86 101 464 12,38 15 098 0,52 117,48 2,07
Отчисл. на соц. нужды 25 909,80 3,56 30 439,20 3,71 4 529,40 0,15 117,48 0,62
Амортизация основных фондов 82 932 11,39 63 582 7,76 -19 350 -3,63 76,67 -2,66
Прочие затраты 332 524 45,66 402 327 49,08 69 803 3,42 120,99 9,59
Всего расходов 728 187,8 100 819 703,2 100 91 515,40 - 112,57 12,57
Влияние структурных сдвигов:
- материальные затраты: 21 435 / 91 515,40 × 100 % × 12,57 % = 2,94 %;
- затраты на оплату труда: 15 098 / 91 515,40 × 100 % × 12,57 % = 2,07 %;
- отчисления на социальные нужды: 4 529,40 / 91 515,40 × 100 % × 12,57 % = 0,62 %;
- амортизация основных фондов: -19 350 / 91 515,40 × 100 % × 12,57 % = -2,66 %;
- прочие затраты: 69 803 / 91 515,40 × 100 % × 12,57 % = 9,59 %.
На рост расходов от перевозок транспортного предприятия (+12,57 %) существенным образом оказали влияние: увеличение материальных затрат (+2,94 %), увеличение затрат на оплату труда (+2,07 %), увеличение прочих затрат (+9,59 %). Снижению расходов способствовало уменьшение амортизации основных средств (-2,66 %).
Проиллюстрируем структуру затрат по перевозкам в разрезе элементов на рисунке 3.
Рисунок 3 – Структура затрат от перевозок в разрезе элементов
По данным рисунка можно отметить, что существенную долю всех расходов составляют прочие затраты: 45,66 в предыдущем периоде и 49,08 % в анализируемом периоде. Второй составляющей структуры затрат являются материальные затраты – 27,53 % в прошлом периоде и 27,07 % в анализируемом периоде. 11 % всех расходов в прошлом периоде составляли затраты на оплату труда и амортизация основных средств. Уже в анализируемом периоде структура затрат на оплату труда и амортизация изменилась – 12,38 % и 7,76 % соответственно.
Анализ расходов по видам перевозок представлен в таблице 8. Для заполнения таблицы 8 была составлена вспомогательные таблицы, которые представлены в приложении 1.
Таблица 8 – Анализ расходов по видам перевозок
Виды перевозок Предыдущий год Анализируемый год Отклонение Темп роста, % Влияние структурных сдвигов, %
Абс. величина, тыс. руб. Уд. вес, % Абс. величина, тыс. руб. Уд. вес, % Абс. величина, тыс. руб. Уд. вес, %
Перевозки: 728 187,8 100 819 703,2 100 91 515,40 - 112,57 12,57
Сухогрузный 304 111,4 41,76 366 397,2 44,70 62 285,80 2,94 120,48 8,56
самоходный 238 756,8 32,79 287 396,6 35,06 48 639,8 2,27 120,37 6,68
несамоходный 65 354,6 8,97 79 000,6 9,64 13 646 0,67 120,88 1,87
Нефтеналивной 424 076,4 58,24 453 306 55,30 29 229,6 -2,94 106,89 4,01
самоходный 412 770,8 56,68 432 411,2 52,75 19 640,40 -3,93 104,76 2,70
несамоходный 11 305,6 1,55 20 894,8 2,55 9 589,20 1 184,80 1,32
Влияние структурных сдвигов:
- сухогрузный: 62 285,80/ 91 515,40 × 100 % × 12,57 % = 8,56 %
В том числе:
Самоходный: 48 639,8 / 91 515,40 × 100 % × 12,57 % = 6,68 %;
Несамоходный: 13 646 / 91 515,40 × 100 % × 12,57 % = 1,87 %;
- нефтеналивной: 29 229,60 / 91 515,40 × 100 % × 12,57 % = 4,01 %;
В том числе:
Самоходный: 19 640,40 / 91 515,40 × 100 % × 12,57 % = 2,70 %;
Несамоходный: 9 589,20 / 91 515,40 × 100 % × 12,57 % = 1,32 %
Данные таблицы 8 позволили отметить, что расходы в целом по перевозкам за анализируемый период увеличились на 12,57 %, в том числе за счет увеличения расходов по сухогрузным перевозкам (+8,56 %) и увеличения расходов по нефтеналивным расходам (+4,01 %). При этом в структуре расходов произошли следующие изменения: удельный вес расходов по перевозкам сухогрузов увеличилась с 41,76 % до 44,70 %, а удельный вес расходов нефтеналивным перевозкам снизился с 58,24 % до 55,30 %.
Далее дифференцируем затраты на постоянные и переменные, а также рассчитаем переменные затраты на одну тонну перевезенного груза (таблица 9).
Таблица 9 – Эксплуатационные расходы с дифференциацией по видам затрат
Показатели Перевозки сухогрузов Перевозки наливных грузов
Переменные затраты, тыс. руб. 134 956,20 218 838
Постоянные затраты, тыс. руб. 231 441 234 468
Переменные затраты на 1 тонну перевезенного груза, руб. 164,78 249,97
Переменные затраты = Затраты на оплату труда + Отчисления на социальные нужды + Топливо и энергия + Материалы
Постоянные затраты = Амортизация + Затраты на ремонт + Аренда судов + Платежи за КОФ + Прочие прямые расходы + Налоги, сборы, платежи + Распределяемые расходы.
Расчет переменных затрат в анализируемом периоде:
- перевозки сухогрузов: (31 442 + 7 442) + (9 432,60 + 2 232,60) + (78 244 + 128) + (4 974 + 1 061) = 134 956,20 тыс. руб.;
- перевозки наливных грузов: (62 524 + 56) + (18 757,20 + 16,80) + 128 744 + 8 740 = 218 838 тыс. руб.
Расчет постоянных затрат в анализируемом периоде:
- перевозки сухогрузов: (16 844 + 10 424) + (56 524 + 19 842) + 991 + 1 306 + 161) + (25 442 + 20 124) + (62 197 + 17 586) = 231 441 тыс. руб.;
- перевозки наливных грузов: (28 844 + 7 470) + (68 724 + 8 773) + (170 + 23) + (20 842 + 1 033) + (95 066 + 3 523) = 234 468 тыс. руб.
Переменные затраты на 1 тонну перевезенного груза:
- перевозки сухогрузов: 134 956 200 / 819 020 = 164,78 руб.
- перевозки наливных грузов: 218 838 000 / 875 450 = 249,97 руб.
Следующей ступенью анализа в этом разделе является расчет затрат на рубль доходов и анализ этого важного показателя.
Проведем как сравнительный анализ этого показателя, так и факторный методом цепной подстановки.
Факторный анализ проведем как в целом по перевозкам и по видам перевозок выделением влияния расходов и доходов на этот показатель. Результаты анализа занесены в аналитическую таблицу 10.
Таблица 10 – Оценка затрат на один рубль доходов
Показатели Предыдущий год Анализируемый год Абсолютное отклонение Темп роста, %
Затраты на один рубль доходов, руб., всего 0,740 0,714 -0,026 96,49
В том числе:
Сухогрузы: 0,688 0,786 0,098 114,24
самоходные 0,831 1,082 0,251 130,20
несамоходные 0,423 0,393 -0,03 92,91
Наливные: 0,783 0,666 -0,117 85,06
самоходные 0,895 0,785 -0,11 87,71
несамоходные 0,141 0,160 0,019 113,48
Модель для исследования выглядит следующим образом:
З1руб. = З/Д (15)
где З1руб. – затраты на 1 рубль доходов, руб.;
З – затраты, тыс. руб.;
Д – доходы, тыс. руб.
Затраты на один рубль доходов - всего:
предыдущий год = 728 187,80 / 983 732 = 0,740 руб.
анализируемый год = 819 703,20 / 1 147 434 = 0,714 руб.
Затраты на один рубль доходов - сухогрузы:
Предыдущий год = 304 111,40 / 441 884 = 0,688 руб.
Анализируемый год = 366 397,20 / 466 368 = 0,786 руб.
Затраты на один рубль доходов – самоходные:
Предыдущий год = 238 756,80 / 287 442 = 0,831 руб.
Анализируемый год = 287 396,60 / 265 544 = 1,082 руб.
Затраты на один рубль доходов – несамоходные:
Предыдущий год =65 354,60 / 154 442 =0,423 руб.
Анализируемый год =79 000,60 / 200 824 = 0,393 руб.
Затраты на один рубль доходов – наливные:
Предыдущий год = 424 076,40 / 541 848 = 0,783 руб.
Анализируемый год = 453 306 / 681 066 = 0,666 руб.
Затраты на один рубль доходов – самоходные:
Предыдущий год = 412 770,80 / 461 424 = 0,895 руб.
Анализируемый год = 432 411,20 / 550 824 = 0,785 руб.
Затраты на один рубль доходов – несамоходные:
Предыдущий год = 11 305,60 / 80 424 = 0,141 руб.
Анализируемый год = 20 894,80 / 130 242 = 0,160 руб.
Проведем факторный анализ и выявим влияние изменения доходов и расходов на затраты на 1 рубль доходов.
Расчеты в целом по всем перевозкам:
З01руб. = 728 187,80 / 983 732 = 0,740 руб.;
З′1руб. = 728 187,80 / 1 147 434 = 0,634 руб.
З11руб. = 819 703,20 / 1 147 434 = 0,714 руб.
Влияние изменения доходов:
ΔД = 0,634 – 0,740 =- 0,106 руб.
Поскольку доходы от перевозок грузов увеличились на 163 702 тыс. руб., затраты на один рубль доходов снизились на 0,106 руб.
Влияние изменения расходов:
ΔЗ = 0,714 – 0,634 = 0,08 руб.
Поскольку расходы от перевозок грузов увеличились на 91 515,40 тыс. руб., затраты на один рубль доходов увеличились на 0,08 руб.
Совокупное влияние факторов составило: Δ З1руб. = Δ Д + Δ З = - 0,106 + 0,08 = -0,026 руб.
Расчеты по перевозкам сухогрузов:
З01руб. = 304 111,40 / 441 884 = 0,688 руб.;
З′1руб. = 304 111,40 / 466 368 = 0,652 руб.
З11руб. = 366 397,20 / 466 368 = 0,786 руб.
Влияние изменения доходов:
ΔД = 0,652 – 0,688 = -0,036 руб.
В связи с увеличением доходов от перевозок сухогрузов на 24 484 тыс. руб. затраты на 1 рубль доходов снизились на 0,036 руб.
Влияние изменения расходов:
ΔЗ= 0,786 – 0,652 = 0,134 руб.
В связи с увеличением расходов на 62 285,8 тыс. руб. расходы на 1 рубль доходов увеличились на 0,134 руб.
Совокупное влияние факторов составило: Δ З1руб. = Δ Д + Δ З = -0,036 + 0,134 = 0,098 руб.
Расчеты по перевозкам нефтеналивным:
З01руб. = 424 076,40 / 541 848 = 0,783 руб.
З′1руб. = 424 076,40 / 681 066 = 0,623 руб.
З11руб. = 453 306 / 681 066 = 0,666 руб.
Влияние изменения доходов:
ΔД = 0,623 – 0,783 = -0,16 руб.
Затраты на 1 рубль доходов снизились на 0,16 руб. в связи с увеличением доходов на 139 218 тыс. руб.
Влияние изменения расходов:
ΔЗ= 0,666– 0,623 = 0,043 руб.
Затраты на один рубль доходов увеличились на 0,043 руб. в связи с увеличением затрат на 29 229,60 тыс. руб.
Совокупное влияние факторов составило: Δ З1руб. = Δ Д + Δ З = -0,16 + 0,043 = -0,117 руб.
Мероприятиями по увеличению доходов транспортного предприятия могут быть:
- -увеличение объема перевозок
- оптимизация структуры перевозок
- увеличение средней дальности перевозок;
- увеличение скорости движения судна;
- увеличение средних доходный ставок
Показать больше