Фрагмент для ознакомления
2
По мнению З. Фрейда, вместе со связями на основе либидо в толпе всегда есть агрессивное начало и готовность ненавидеть. Агрессивные импульсы могут привести к разрушительным последствиям. Но этого не будет, если агрессию направлять на внешнего врага. Влечения агрессивного характера также можно трансформировать в альтруистические начинания – в борьбу за конкретную идею или благо участников в толпе. Итак, бессознательные инстинкты толпы находят свои объекты.
Кроме того, есть и другие особенности эмоциональной взаимосвязи в массе. Наиважнейшей является идентификация – бессознательное отождествление индивида себя с чем-либо или кем-либо. Она изучается в психоанализе как самое раннее проявление связи эмоций. Если при объектном (сексуальном) выборе проявляется желание обладать объектом, то при идентификации проявляется желание быть таким же.
При идентификации Я перенимает объектные качества. К индивиду, с которым происходит идентификация, не наблюдается агрессии. Такого человека жалеют и ему помогают. В массе, когда все равны и одинаково любимы вождем, личности идентифицируются друг с другом, это и инициирует чувство единения.
Концепция З. Фрейда прекрасно аргументирует более поздние социальные феномены культа личности. Например, культ личности Сталина начинался от образа «отца всех времен и народов». Это было строгий, но справедливый, неподкупный и одинаково любящих всех своих «детей» образ вождя.
Важно заметить, что культ личности характеризуется не только негативными последствиями. Культ личности может усиливать процессы объединения в социуме. Культ личности поддерживаем самим личностями, поскольку взамен они получают выраженную выгоду на уровне психики. Люди обладают определенными идеалами, у них формируется ощущение того, что о них заботятся и они защищены, объединены. Это инициирует эйфорию триумфа и власти.
Отношение к лидеру часто напоминает влюбленность. Эти чувства связаны с идеализацией объекта любви. В этом случае «объект служит заменой никогда не достигнутого собственного Я-идеала» .
Фрейд говорит о том, что в крайних случаях влюбленности объект начинает полностью занимать место Я-идеала. Различие между идентификацией и влюбленностью Фрейд понимает следующим образом: «При идентификации объект занимает место Я, при влюбленности – место идеала Я» .
Позже Фрейд проводит параллель между влюбленностью и гипнозом. В гипнозе человек видит смиренное подчинение, уступчивость, здесь нет критичного отношения в отношении гипнотизера и отношении объекта любви.
Гипнотизер – это Я-идеал, то есть единственный объект, помимо которого никто другой не принимается во внимание. То есть гипноз – это влюбленная самоотдача, которая в отличие от влюбленности исключает удовлетворение в сексуальном плане. При этом тот, кто гипнотизирует, приказывает погрузиться в сон, занимает место родителей, пробуждая ту часть наследия прошлого, которая была у индивида по отношению к его родителям.
Как и во влюбленности и гипнозе, индивид в толпе ставит на место своего Я-идеала один и тот же объект – вождя. При помощи общей связи с ним личность идентифицируется с другими. Одновременно с этим, эмоциональные связи в толпе не связываются с сексуальным удовлетворением.
Фрейд проводит параллель между образованием толпы и первобытной ордой. Он говорит о том, человек в массе становится таким же членом первобытной орды, которая возглавлялась праотцом. Фрейд обращается к идеям «Тотема и табу» (1912) и приходит к такой идее: «Праотец – это идеал массы» .
Подражание
Психологическое подражание направлено на воспроизводство индивидом определенных внешних черт и образцов поведения, манер, действий, поступков, характеризующих объект познания, и отмечено при этом определенной эмоциональной и рациональной направленностью.
Особенно большое значение этому феномену предоставлял в своих трудах Г. Тард. Он выделял такие его разновидности:
1) Подражание логическое и нелогичное.
2) Внутреннее и внешнее (по последовательности и механизму движения).
3) Подражание-мода и подражание-обычай (по степени устойчивости).
4) Подражание внутри класса и подражание одного класса другому (по социальной природе).
С помощью подражания Г. Тард пытался объяснить важнейшие явления общественной жизни: воспроизведение, расширение и унификацию изобретений и открытий, которые обеспечивают, с одной стороны, прогресс, а с другой — стабильность социальных отношений.
Зиммель видел в подражании средство приобщения индивида к системе групповых ценностей, которое позволяет избежать ответственности и необходимости выбора за счет предпочтения той или иной модели поведения, считая его одним из существенных средств взаимопонимания.
Подражание как социально-психологический механизм играет значительную роль в поведении людей. Под его влиянием формируются не только простейшие навыки деятельности, но и духовные ценности — идеи, вкусы, склонности, манеры поведения. Особенно большое положительное значение имеет подражание на ранних этапах становления и развития человека. Справедливо писал польский логик Т. Котарбинский, что нет
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. - М.: Academia, 2018. - 320 c.
2) Денисова, Ю.В. Социальная психология: Учебное пособие / Ю.В. Денисова, Е.Т. Имашева. - М.: Омега-Л, 2017. - 172 c.
3) Доценко Е. Л. Психология манипуляции. - М.: Изд-во «ЧеРо», 2017
4) Корягина, Н.А. Социальная психология. Теория и практические методы: Учебник / Н.А. Корягина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 316 c.
5) Ле Бон Г. Психология масс // Психология масс: Хрестоматия. Самара, 2001.
6) Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Мещеряков Б.,Зинченко В.. - СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2016.
7) Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого Я // Я и Оно. Тбилиси, 1991.
8) Шихирев П. Н. Современная социальная психология США. - М.: Наука, 2016.