Фрагмент для ознакомления
2
Структура общества. В основе социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношение собственности на средства производства и его продукты. На базе общественного разделения труда появляются такие социальные группы, как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей города и деревни, умственного и физического труда. Отношения собственности экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества, складывающуюся внутри него социальную структуру.
Общественное сознание – это духовная жизнь общества в совокупности чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, отражающих общественное бытие и влияющих на него. Отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.
Человек – общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры.
Личность – относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
Индивид – отдельно взятый человек, единичный представитель человеческого рода.
Цивилизация – социальная форма движения материи, обеспечивающая ее стабильность и способность к саморазвитию путем саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства).
Гражданское общество – это общество, строящее свои отношения с государством на началах партнерства, предполагающее определенный уровень социально-экономического развития, правовой и политической культуры.
Культура - совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей, функционирующих в качестве искусственных средств человеческой жизнедеятельности.
5.Опираясь на предложенные понятия, составьте глоссарий к разделу: «Становление и этапы исторического развития философии»: аристотелизм, платонизм, софисты, кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, неоплатонизм, патристика, схоластика, томизм, номинализм, реализм, концептуализм, гуманизм, пантеизм, рационализм, эмпиризм, сенсуализм, трансцендентальный идеализм, объективный идеализм, субъективный идеализм, материализм.
Аристотелизм – система мышления, которая в общем следует принципам и учению Аристотеля, особенно что касается личной и общественной этики (а также и политики) и толкования свойственных человеку благ.
Платонизм – совокупность учений, основывающихся на философии Платона. В широком смысле платонизм — философское направление, опирающееся на учение Платона.
Софисты – древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноимённого философского направления, распространённого в Греции во 2-й половине V — 1-й половине IV веков до н. э.
Кинизм – философское учение, согласно которому наилучшая жизнь – это естественное, свободное от обладания чем бы то ни было, избавленное от условностей и прочих искусственных сложностей существование, подобное жизни собаки.
Эпикуреизм – философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Согласно ему, высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог.
Стоицизм – это философская школа, возникшая в Афинах ок. 300 г. до н. э.. Это направление популярно до сих пор и имеет своих последователей.
Три главных принципа, которые должен освоить человек по стоицизму:
- Не тревожиться о вещах вне нашего контроля
- Не бояться потери вещей и людей
- Не ограничиваться биологическим, мы не должны вести себя как звери, поскольку это перечеркивает нашу человеческую сущность, самое ценное, что у нас есть.
По сути, основываясь на учении, стоициста можно описать как человека стойкого к внешним воздействиям. Сохраняющим спокойствие и твердость в своих взглядах.
Скептицизм – гносеологическая позиция, подвергающая сомнению возможность познания действительности. Последовательный скептицизм смыкается с агностицизмом и нигилизмом.
Космоцентризм – философское направление античности, система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, разнообразный, гармоничный и одновременно способный вселить ужас.
Теоцентризм – философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.
Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
Неоплатонизм – идеалистическое направление, зародившееся в эпоху поздней Античности (III век) и опирающееся на терминологию Платона. К характерным чертам неоплатонизма относят: Наличие «запредельного первоначала» (Единое). Учение о космических иерархиях (Триада: Единое — Мировой ум — Мировая душа). Признание нашего мира («космоса») «нисхождением единого» (эманацией). Недоверие к материи и материальным формам как к «темницам души».
Патристика – философия и теология Отцов Церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства в послеапостольские времена. Учения, выработанные Отцами Церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения.
Схоластика – систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Схоластика характеризуется соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.
Томизм – «ведущее направление в католической мысли». Томизм выступает теистической версией аристотелизма. Основные идеи томизма изложены в трактате Фомы Аквинского «Сумма теологии». Доктрина томизма выступает не столько учением о догматах веры, сколько учением о способах постижения этого учения посредством разума.
Номинализм – философская позиция, отрицающая реальность общего (онтологическое значение универсалий – общих понятий) и рассматривающая абстрактные понятия лишь как названия (имена).
Реализм – в истории философии – позиция, согласно которой общее обладает объективным существованием, предшествует единичным конкретным предметам и независимо от них. Противостоит номинализму.
Концептуализм – направление схоластической философии; доктрина, согласно которой познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из опыта.
Гуманизм – воззрение, рассматривающее человеческую личность и ее благо в качестве высших ценностей.
Пантеизм – религиозно-философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге, а Бог, являясь личностью, проявляет себя в мире.
Рационализм – философское направление, полагающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит иррационализму и сенсуализму (эмпиризму).
Эмпиризм – направление теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником познания, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта.
Сенсуализм – направление в теории познания, признающее ощущение единственным источником и главной формой достоверного познания. В противоположность рационализму, сенсуализм стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств.
Трансцендентальный идеализм – термин кантовской философии. В широком смысле употребляется в качестве одного из синонимов критической философии. В узком и более точном смысле это учение о субъективной природе пространства и времени как априорных формах чувственности.
Объективный идеализм – форма идеализма, принимающая за первичное внечеловеческое духовное начало (мировой разум, мировая воля, Бог и т.п.), существующее объективно.
Субъективный идеализм – философское направление, представители которого отрицают наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривают ее как нечто полностью определяемое его активностью.
Материализм - направление в философии, исходящее из признания первичности материи, ее несотворимости и неуничтожимости.
Показать больше