Фрагмент для ознакомления
2
ОМСУ во взаимодействии с институтами гражданского общества проводят мероприятия, которые направленны на противодействие угрозам безопасности и удовлетворения национальных интересов, в целях повышения качества жизни населения муниципального образования, экономического развития страны, укрепления здоровья граждан, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования и т.д .
Законодательно вопросы разграничения полномочий ОМСУ в сфере обеспечения безопасности населения урегулированы в законе об общих принципах организации местного самоуправления в РФ . Помимо федерального законодательства вопросы обеспечения безопасности закреплено в нормативных актах местного самоуправления (постановления, регламенты и т.д.)
Однако помимо вышеуказанного закона вопросы безопасности населения содержатся и в иных нормативных актах. Например, в законе об охране окружающей среды содержатся полномочия органов местного самоуправления по обеспечению экологической безопасности.
Природоохранная компетенция ОМСУ закрепляется в иных нормативно-правовых актах (земельное, лесное законодательство). В пределах своей компетенции ОМСУ проводят подготовку, принятие и реализацию решений по вопросам обращения с отходами на принадлежащей им территории, выступают субъектами осуществления экологического просвещения, в целях распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
Полномочия органов местного самоуправления в городских и сельских поселений содержатся в пп. 7.1, 7.2, 8, 9, 23, 24, 26, 33 п. 1 ст. 14 закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ. К ним относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма; создание условий для реализации мер, которые направлены на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов; участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и ГО, защите населения от ЧС природного и техногенного характера; обеспечение первичных мер пожарной безопасности; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; оказание поддержки гражданам и их объединениям, которые участвуют в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин.
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов закреплены в пп. 6.1, 6.2, 7, 21, 23, 24 п. 1 ст. 15 закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ. К ним относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма; разработка и осуществление мер, которые направлены на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов, реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов; участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и ГО, защите населения от ЧС природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений.
Полномочия органов местного самоуправления городских округов закреплены в пп. 7.1, 7.2, 8, 9, 10, 28, 29, 31, 32, 37 п. 1 ст. 16 закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ. К ним относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма; разработка и осуществление мер, которые направлены на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов, реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов; участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и ГО, защите населения от ЧС природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов ГО, создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; обеспечение первичных мер пожарной безопасности; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; оказание поддержки гражданам и их объединениям, которые участвуют в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин; организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений.
Полномочия органов местного самоуправления городских округов закреплены в пп. 4, 13 п. 1 ст. 16.2 закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ. К ним относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности; оказание поддержки гражданам и их объединениям, которые участвуют в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин.
Из анализа вышеназванных положений можно провести исследование в части организации и обеспечения органами местного самоуправления мер по безопасности населения, как с теоретической точки зрения, так и с практической.
Органы местного самоуправления обладают одинаковым набором полномочий в сфере экстремизма и терроризма, за исключением ОМСУ внутригородских районов, что говорит о том, что борьба с такими общественно опасными деяниями как экстремизм и терроризм являются первостепенными проблемами в обеспечении безопасности населения.
В законе о противодействии терроризму более подробно перечислены полномочия ОМСУ в сфере противодействия данным негативным явлениям. Среди них: организация и проведение в муниципальных образованиях информационно-пропагандистских мероприятий; участие в мероприятиях по профилактике терроризма и ликвидации последствий его проявления; обеспечение защищённости объектов; направление предложений по данному вопросу в органы исполнительной власти субъекта РФ и другие.
Органы местного самоуправления являются особой формой осуществления публичной власти и специальный институт гражданского общества. Эффективная деятельность органов местного самоуправления напрямую зависит от реализации стратегических и тактических целей в развитии и обеспечении безопасности граждан. Основной задачей местных органов в целях обеспечения безопасности граждан является налаживание эффективного взаимодействия государства и общества. Стоит отметить, что исходя из закрепленного в статьях Основного закона РФ принципа народовластия, органы местного самоуправления должны производить тесное взаимодействие с органами государственной власти и привлекаться в общегосударственную деятельность по противодействию экстремизму и терроризму, а также организовывать в целях профилактики совершения общественно опасных деяний воспитательные и пропагандистские мероприятия .
Так, на территории Кашинского городского округа тверской области действует муниципальная программа «Профилактика терроризма и экстремизма на территории муниципального образования Кашинский городской округ Тверской области на 2020–2025 годы» .
Полномочиями в сфере предотвращения и профилактики межконфессиональных и межнациональных конфликтов обладают все ОМСУ, кроме ОМСУ внутригородских округов. Таким образом, федеральное законодательство предусматривает, во-первых, ответственность ОМСУ за состояние межнациональных (межконфессиональных) отношений в пределах муниципального образования, а во-вторых, предоставляет ОМСУ возможности широкого усмотрения для обеспечения стабильности межнациональных (межконфессиональных) отношений и регулировании возможных этнических конфликтов .
В целях профилактики и дальнейшему предотвращению межконфессиональных и межнациональных конфликтов на территориях сельских поселений проводят мониторинг. Так, на территории сельского поселения Пестриковское Кашинского района Тверской области было принято Постановление Администрации Пестриковского сельского поселения № 5 от 29 марта 2016 года «Об утверждении Положения о системе мониторинга этноконфессиальных отношений и оперативного реагирования на проявления межнациональной напряженности на территории муниципального образования «Пестриковское сельское поселение» Кашинского района» .
В сфере предупреждении и ликвидации ЧС и обеспечении ГО полномочия у ОМСУ городских и сельских поселений и муниципальных районов идентичен, а вот городские округа обладают более широкими полномочиями в данной сфере. Так, ОМСУ городских округов также могут при необходимости использовать системы оповещения населения об опасности, объектов ГО, создавать и содержать в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Стоит отметить, что внутригородские районы не обладают никакими полномочиями в данной сфере.
При муниципальных городских округах действуют отделы по ГО и ЧС. Так, в Георгиевском городском округе Ставропольского края действует Отдел по делам ГО и ЧС.
Функции отдела:
- разработка плана ГО и защиты населения и внесение предложений о введении его в действие в полном объеме или частично;
- разработка плана действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера;
- сбор и отработка информации предупреждения и ликвидации последствий ЧС и ГО;
- организация работ по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения, объектов ГО, создание в целях ГО, предупреждения и ликвидации последствий ЧС запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и т.д .
В сфере обеспечения пожарной безопасности все виды муниципальных образований, за исключением муниципальных районов, наделены полномочиями по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
Так, в Горняцком сельском поселении действует Постановление от 23.05.2018 г. № 122 «Об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования «Горняцкое сельское поселение» Ростовской области» .
Согласно данному постановлению к первичным мерам пожарной безопасности относятся:
- обеспечение необходимых условий для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров в составе добровольных противопожарных формирований;
Показать больше