Фрагмент для ознакомления
2
По состоянию на 01.01.2019 в Алтайском крае фармацевтическую продукцию производили 14 организаций, 13 из которых имели лицензии, выданные Минпромторгом России на производство лекарственных средств, они изготавливали 96 наименований лекарственных средств и 15 наименований изделий медицинских.
Доля производства лекарственных средств в объеме произведенной фармацевтической продукции составила 91,9 %, фармацевтических субстанций – 3,4 %, а изделий медицинских – 4,7 %.
Проблемы правового регулирования фармотрасли Алтайского края сегодня стоят как никогда остро.
Несостоявшиеся аукционы по закупке жизненно важных препаратов, пробуксовка системы маркировки лекарств, обращение незарегистрированных препаратов, отложенный старт дистанционной торговли лекарствами, законодательные изменения в ценообразовании – эти и другие проблемы стали следствием введения не до конца продуманных регуляторных норм.
2020 год станет переломным для аптечной розницы. Легализация торговли лекарствами в Интернете, ограничение бонусов, запрет СТМ в аптеках и другие нововведения, которые готовят законодатели для рынка. При этом конкуренцию в традиционной рознице могут составить другие каналы продаж: например, агрегаторы и маркетплейсы.
Результаты деятельности фармдистрибуции за 2019 показал, что доли компаний из первой тройки оптовиков синхронно падают, правда в текущем году это уже стало явлением почти привычным.
Причём коррекция вниз настолько существенная, что речь идёт о глобальной тенденции деконцентрации в сфере оптовой торговли. И здесь, помимо перекосов в развитии рынка, объективно сказалась стратегия оптимизации пула клиентов.
Маркировка ЛС, госзакупки, аудит и инспектирование фармацевтических предприятий, проблемные вопросы GMP и GDP – эти актуальные темы оказались в фокусе внимания СМИ в 2019 г.
К фармпроизводителям как первичному звену в процессе маркировки особое внимание, их готовность к проекту ожидается на высоком уровне. Новости о совместных с иностранными инвесторами производствах, продолжающейся экспортной направленности и локализации продолжают появляться в СМИ, но уже с меньшей частотой.
В целом, у представителей фармотрасли есть понимание, что от будущей работоспособности информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов и освоения участниками рынка всех принципов и деталей маркировки зависит в целом успех этого проекта.
Ни для кого не секрет, что в скором будущем в аптечной отрасли произойдут значительные изменения, связанные с приходом новых технологий.
Фармацевтам и провизорам предстоит иметь дело с огромным массивом данных, сопровождающим маркировку лекарственных средств, оказывать дополнительные логистические услуги по их доставке населению с приходом дистанционной торговли, а также взаимодействовать с многочисленными торговыми интернет-площадками – маркетплейсами. С учетом появления этих новшеств меняются и требования владельцев аптек к фармацевтам и провизорам.
Фармацевтическая розница находится на пути больших перемен (маркировка, дистанционная торговля, конкуренция с другими каналами продаж, отмена ЕНВД), в их ожидании эксперты публикуют свои опасения и прогнозы «выживания».
Тренд на цифровизацию продолжает пронизывать все сферы фармацевтической отрасли. Медленно, но уже безальтернативно компании внедряют цифровые каналы продвижения своих брендов в стратегии развития. Высокотехнологичные производства, биотехнологические препараты, инновационность – та идеальная цель, которую ставит государство перед отечественной фармпромышленностью.
На фармрынке Алтайского края крайне мало факторов роста. Избыточная конкуренция становится негативным драйвером рыночных изменений. Рост цифровых каналов формирует новую систему продвижения, но не все знают, как в ней ориентироваться.
2. Тенденции развития фармацевтической отрасли
Развитие Алтайского рынка фармацевтической продукции в последние годы основано на государственной программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы» («ФАРМА 2020»), утверждённой в 2014 году [1].
Согласно программе, основные направления государственной политики связаны со следующими задачами:
- увеличение доли отечественных препаратов на российском рынке;
- импортозамещение стратегически значимых средств и жизненно необходимых лекарственных препаратов;
- технологическое перевооружение фарм-производства;
- увеличение экспортного потенциала экспортной промышленности;
- кадровое обеспечения отрасли с целью перехода на инновационную модель развития.
Последние несколько лет характеризуются увеличением инвестиционной активности на российском рынке фармацевтической продукции. Об этом свидетельствует увеличение прямых инвестиций от международных игроков фармацевтического бизнеса в России в 2006-2018 годах – по подсчётам экспертов они составили 200 миллиардов рублей [5]. Данные показатели обусловлены в том числе конкретными мерами по финансовой поддержке бизнеса со стороны государства, а также существенными изменениями нормативно-правового поля, созданием условий для расширения производства и спроса на лекарственные препараты российского происхождения.
Помимо общих макроэкономических факторов и внутренних ресурсов отрасли (микроэкономические факторы) Алтайский фармацевтический рынок испытывает значительное воздействие со стороны нормативно-правового регулирования. Законодательное регулирование отрасли охватывает все этапы производственного цикла и дистрибуции: от разработки, проведения
Показать больше