Фрагмент для ознакомления
2
1. Территория (общие международно-правовые вопросы и территория государства). Тезисы.
В современном международном праве существуют территориальные нормы, они являются общепризнанными и способствуют сохранению и укреплению международного мира. С точки зрения правового режима территории можно разделить на:
1) суверенные территории одного государства;
2) суверенные территории с международным режимом (открытое море, воздушное пространство, дно моря за пределами континентального шельфа);
3) территории, имеющие правовой режим смешанного типа (исключительная экономическая зона, континентальный шельф) [3, с. 121].
Сухопутная территория включает в себя сушу с ее недрами, находящуюся в пределах установленных границ, а также прибрежные острова и анклавы. В ряде стран государственной территорией является арктический сектор, все земли и острова, входящие в его состав. Недра, находящиеся под землей и водой на территории государства, обладают полным и исключительным суверенитетом государства. Данное право находит подтверждение в основных конституционно-правовых документах государств и международных актах.
К водным государственным территориям относятся внутренние воды: реки, озера, заливы, бухты, порты, а также территориальные воды, имеющие особый режим. Специальный режим имеют поверхность и недра континентального шельфа и экономические зоны. Территориальные воды примыкают к берегам государства, сюда же относятся и острова. В пределах экономической зоны разрешается свободный проход судов всех стран, однако государство, которому принадлежат территориальные воды, обладает преимущественным правом на разведку и освоение морских недр и морепродуктов.
Воздушной государственной территорией является пространство, находящееся над сушей и водной частью страны. Воздушное пространство отделяется от других стран границами, которые признаны нормами международного права.
К территории государства относятся морские суда, воздушные и космические корабли под флагом государства, трубопроводы, посольства.
Территория государства, его величина, конфигурация, природные особенности выступают фактором долговременного действия, но в разные периоды развития их роль различна.
Одна и та же территория одновременно может быть анклавом и эксклавом. Наличие такой обособленной территории в международном праве предполагает особые правовые отношения. Чтобы попасть в анклав, необходимо пересечь территорию другого государства. Также необходимо решать важные проблемы, обеспечивать жизнедеятельность анклава. Все вопросы решаются, как правило, заключением соглашений и договоров между заинтересованными сторонами. Право доступа государства к своему анклаву реализуется путем подписания специального соглашения с государством, на территории которого находится анклав [2, с. 168].
Правовой режим анклава определяется национальным законодательством или международными нормами.
Государство устанавливает административно-территориальное деление, организует государственную власть и управление на основании территориального признака. В компетенцию государства входит определение и изменение государственной территории, вопросы гражданства, нахождения иностранных граждан на территории страны, охрана и оборона территории. Нормы международного права говорят о неприкосновенности территориальной целостности и независимости государств [5, с. 36].
Существуют правомерные способы изменения государственной территории, установленные международным правом. Возможно образование нового государства путем проведения референдума или в результате плебисцита. Возможно отторжение территории как санкция за агрессию, за развязывание войны. После окончания Второй мировой войны районы бывшей
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Бальхаева С.Б. Территориальное применение международных договоров / С.Б. Бальхаева // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2017. – № 3. – С. 121-127.
2. Ганьшин А.В. Границы государства, как количественная характеристика территории для реализации целей государства / А.В. Ганьшин // Инновационная наука. – 2016. – № 2. – С. 167-170.
3. Мочалов А.Н. Территориальная автономия и права национальных меньшинств: международные стандарты / А.Н. Мочалов // Журнал российского права. – 2017. – № 10. – С. 121-132.
4. Панов О.Л. Концепция государственного суверенитета в современном праве / О.Л. Панов // Конституционное и муниципальное право. – 2018. – № 6. – С. 31-33.
5. Рыков А.Н. Эволюция института административно-территориального устройства в РФ / А.Н. Рыков // Государственная власть и местное самоуправление. – 2018. – № 8. – С. 36-41.
6. Сайпидинов Д. О правовом понятии территории государства / Д. Сайпидинов // Наука без границ. – 2018. – № 5. – С. 142-145.
7. Терентьева Л.В. Принципы установления территориальной юрисдикции государства в киберпространстве / Л.В. Терентьева // Lex russica. – 2019. – № 7. – С. 119 – 129.
8. Чажаев М.И. Проблемы государственного регулирования территориального развития / М.И. Чажаев, М.А. Эскиев // Молодой ученый. – 2015. – № 13 (93). – С. 464-467.